Ход дискуссии показал, что вопрос может быть многим интересен.
Вот небезынтересное исследование (PDF, 14 стр., 268 кб) Гершома Шолема об имени "Иалдабаот" (ориг. Ιαλδαβαωθ ).
Отправлено 13 апреля 2018 - 14:16
Ход дискуссии показал, что вопрос может быть многим интересен.
Вот небезынтересное исследование (PDF, 14 стр., 268 кб) Гершома Шолема об имени "Иалдабаот" (ориг. Ιαλδαβαωθ ).
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 13 апреля 2018 - 19:54
человеку лишь мнение доступно ..магистр Yoda
Отправлено 15 апреля 2018 - 22:28
надо бы понять кто такие гностики
Вот здесь вот, как-то, раскрывал тему. В 1-м послании к Тимофею 6:20-21 апостол Павел обличает "лжеименное знание" (лжеименный "гнозис"), во-первых, претендуя на обладание "подлинным" гнозисом, а, во-вторых, противопоставляя "лжеименному гнозису" — "веру" и "благодать".
Ириней Лионский свой апологетический трактат написал по-гречески и назвал как "Обличение и отвержение лжеименного гнозиса", что в более позднем латинском переводе превратилось в краткое "Против ересей".
Т.е., в том же значении, в каком мы сейчас употребляем термин "ересь", в ранней церкви употреблялось выражение "лжеименный гнозис". В этот период как раз происходило становление канона (списки Дамаса и Геласия, Карфагенский, Римский и пост-никейский, по времени, Лаодикийский Собор и т.д. ) и отмежевание от "неправильных" групп, не связанных с Римом как главенствующей кафедрой (мы рассматриваем период до 28-го правила Халкидонского Собора, когда у самих "ортодоксов" это положение уже было поставлено под вопрос). Первые четыре века связаны с укреплением позиций Рима и попытками "выпиливания" всех, кто Риму отказывался подчиняться.
Для меня это вопрос, СУГУБО, "правовой" и "административный": в категорию "гностиков", "офиан" / "офитов" и "сетиан" (у Оригена, Епифания и Иринея это разные группы) попадали все, кто, просто, по какой-либо причине чем-то "не угодил" Риму, даже если они использовали абсолютно тот же самый канон, что и в Риме. Типичный пример сложности вопроса — деяния святых апостолов (самый яркий пример — деяния апостола Филиппа, по имени которого назван "Филиппов пост"), имеющие "гностическое" происхождение, но, при этом, преспокойно перекочевавшие, фактически, без редактуры в канонические жития-- да, не в канон Священного Писания, а в жития. Но что это, принципиально, меняет?
И так дело обстоит не только с евангельскими апокрифами, но и с гимнографическим наследием. Например, тот же Te Deum и совсем маленький фрагмент — Te Decet Laus. Ну, ведь, гетеродоксальные же, так как содержат явный субординатизм и адопцианские моменты. Но, по преданию (причем, не проверяемому и никогда никем не проверенному), якобы (!), очень нравились Амвросию Медиоланскому, а потому остались в литургическом наследии Западной Церкви. Амвросий, как мне кажется, здесь совершенно ни при чем: "инерция традиции" оказалась сильнее.
И вот таких вот рудиментов везде полно -- даже в том же учении о троице, которое до Никеи в близком к современному варианте можно встретить у отвергнутых Римом секундиан и родственных им групп (и здесь современный ересиарх Маккензи-Хэнсон, формально, прав, указывая на "гностическую" природу христианской триадологии). Не говоря уж о том, что формулы, близкие к современным тринитарным, мы видим в "гностических" (по своему происхождению) "деяниях апостолов".
Что еще? "Частная исповедь" -- это тоже производная от "условно гностической" традиции и происходит от литургической традиции чтения и толкования "Пастыря" Гермы (позже, "Пастырь" исключен из канона на Западе).
Восток, кстати, не оказался в стороне. В Эфиопии "книга Эноха" входит в канон, у эллинов празднуется "Введение Богородицы во храм", основанное на отреченном (!) апокрифе Протоевангелие Иакова.
В общем, "гностиками" было принято называть "неправильных" христиан, посылавших куда подальше Рим и Константинополь (а то еще и Карфаген), и имевших самобытный набор "фанфиков" по мотивам "логий" (речений Христа). При ближайшем рассмотрении, грань очень условная.
В XIX веке Адольф фон Гарнак объединил вообще всех "не тех" христиан в одну группу, присоединив к "гностикам" еще и "сетиан" и "офитов" ("офиан").
"Новый гностицизм", как правило, происходит от гностических церквей, возникших в качестве реакции на победу "ультра-монтанской" (т.е., радикально про-папистской) партии на Первом Ватиканском Соборе. Именно тогда епископы и пресвитеры, не согласные с окончательным юридическим оформлением того, что еще Григорий VII описывал в "Диктате Папы", создали "оппозицию" на разных уровнях: внутри самой церкви (Нидерланды, позднее-- "Голландский Катехизис"), так и уже за ее пределами — первые старокатолики, позже установившие интеркоммунион и интервизитацию с англиканами (именно их архимандрит Серапион (Машкин) считал подлинными христианами Запада).
Так вот, "нео-гностицизм" зародился именно в этой "англикано-старокатолической" среде как еще один уровень "реакции" на укрепление папизма. Но поскольку нео-гностицизм делался монахами и схоластами, то и получился он именно таким: взяли труды ересиологов (Ипполита, Иринея, Епифания, Оригена и т.д.), и просто повернули "наоборот", реализовав с той же структурой церкви, какая им была уже известна. При этом, никак не рефлексируя относительно того факта, что ересиологи 90% из описываемых ересей выдумали из головы (типичные примеры: борбориты (Панарион 26 гл.), каиниты (см. у Афонасина), симониты (Ириней, Против Ересей I 23. 4), николаиты (Деян. 6:3-6). Т.е., "выдуманные еретики" стали реальной "анти-церковью" только лишь по результатам Первого Ватиканского Собора и как реакция на него.
Как следствие, в нео-гностицизме оказались все те же самые "церковные болезни", что и у РКЦ или греко-восточных церквей, причем, в некоторых случаях, в куда более уродливой форме (здесь уже пишу по личному опыту: как "гностик", имею право).
Сейчас мы имеем "что выросло, то выросло": с одной стороны, последствия реконструкции гностической традиции по трудам ересиологов, с другой стороны, тренд "реконструировать аутентично", а с третий, тренд общего безразличия, когда "потребителю и налогоплательщику" наплевать и на гностиков и на их противников и надо выплачивать кредит за Тойоту Камри, лечение и образование детей.
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 16 апреля 2018 - 07:35
Как всегда Шолем славно зашел, спасибо.
Credo ut itelligam...
Отправлено 16 апреля 2018 - 13:30
Как всегда Шолем славно зашел, спасибо.
У него интересный взгляд. Хоть и не бесспорный.
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 16 апреля 2018 - 15:14
Как всегда Шолем славно зашел, спасибо.
У него интересный взгляд. Хоть и не бесспорный.
Я пока только одну его книгу прочитал.
Credo ut itelligam...
Отправлено 18 апреля 2018 - 08:09
Макс, дайте еще ссылок на эту тему пожалуйста.
Credo ut itelligam...
Отправлено 18 апреля 2018 - 11:57
Интересная статья "Знание в изгнании" Дмитрия Сливняка доктора библеистики Тель-Авивского университета.о вышеупомянутом персонаже.
Отправлено 18 апреля 2018 - 14:33
масонство и гностицизм ,тему может создать
человеку лишь мнение доступно ..магистр Yoda
Отправлено 18 апреля 2018 - 16:14
масонство и гностицизм ,тему может создать
А что тебе в этой теме тесно?
Отправлено 18 апреля 2018 - 19:34
масонство и гностицизм ,тему может создать
А что тебе в этой теме тесно?
человеку лишь мнение доступно ..магистр Yoda
Отправлено 18 апреля 2018 - 20:59
Связь с масонством гностицизма хотелось бы
Ты считаешь, что такая связь есть?
Были катары, богумилы, павликиане это все примерно 13 век. А потом как-то никого из них не стало. Есть версии, что духоборы, молокане, мурашковцы, хлысты и другие "духовные христиане" в своей доктрине являются наследниками катар. Я слышал эту гипотезу в дискуссиях, но серьезных исследований на эту тему не встречал. Быть может просто не повезло. А так, при дилетантском взгляде на духоборов и молокан - они скорее протестанты от староверия. С мурашковцами я встречался и общался в 1990 г. в деревне под Ровно. Наблюдал их радение в "корабле". Забавно получилось. От Универа нас направили стройотрядом собирать сахарную свеклу в Украину, в Ровенский район. Для студента и отдых и заработок. Расселили по колхозным избам . Вечером за чаем сидим с бабкой хозяйкой общаемся. Она говорит: - в соседнее село не ходите, там сиянисты живуть. Я спрашиваю - евреи, что ли? Она отвечает: - не не явреи, сиянисты, прыгуны. Мне интересно стало, что за сионисты такие , я туда и пошел. Оказалось, что вся деревня это Мурашковцы. Группа духовных христиан. А вот хлыстов и прочих наверное и нет уже.
Отправлено 19 апреля 2018 - 00:04
Макс, дайте еще ссылок на эту тему пожалуйста.
Ну, большинство ссылок, которые я мог бы дать, прямо или косвенно, сопряжены с рекламой соответствующих религиозных организаций, что с моей стороны было б не вполне этично (а я, всё-таки, чту нормы онлайн этики и весьма строго).
Но если говорить, т.с., "общо", то имеет смысл начинать с "матчасти" -- конкретно, сайта РАС.
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 19 апреля 2018 - 00:22
масонство и гностицизм ,тему может создать
Гм. Ну, я бы не сказал, что тут есть связь, хоть, конечно, в "легендарной истории" есть желание связать всех со всеми: тамплиеров с масонами, катаров с тамплиерами и пр. и т.п. Но катарская легенда , всё-таки, актуальна "локально" и для Франции. Элифас Леви, конечно, связывал одно, другое и третье, но это было лишь личным мнением и личным взглядом Элифаса Леви.
Проблема "гностицизма" в том, что его, во-первых, никогда не существовало исторически, а, во-вторых, современные реконструкции часто грешат дефектом доверия к ересиологам: взяли учебник и сделали по нему, но "наоборот"-- примерно, как в России в девяностых "капитализм", прости, Господи, строили. О чем, опят же, см. выше.
В плане "организаций" здесь пытаются что-то устраивать Джулиано ди Бернардо (который ex-GOI, ex-GLRI, а сейчас -- Accademia degli Illuminati и Dignity Order) и Микеле Морамарко (ex-GOI, сейчас -- Odd Fellows, Real Ordine, Rito Filosofico Italiano), и у последнего, в частности, это работы La celeste dottrina noachita и I Magi eterni . Но обе представляют из себя, совершенно, "неистовую" смесь разных идей. Впрочем, учитывая историю того, что мы называем искусственным термином "гностицизм", эти чудовищные фантазии могут оказаться, как раз, наиболее близкими к истине, потому что исторически, т.н., "гностицизм", как раз, и представлял из себя причудливый "синтез" "всего со всем": маздеизма, зороастризма, христианства и митраизма .В Средиземном Море еще и не такое друг с другом смешивалось и синтезировалось благодаря торговле и войнам.
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 19 апреля 2018 - 00:37
Связь с масонством гностицизма хотелось бы
Ты считаешь, что такая связь есть?
Были катары, богумилы, павликиане это все примерно 13 век. А потом как-то никого из них не стало. Есть версии, что духоборы, молокане, мурашковцы, хлысты и другие "духовные христиане" в своей доктрине являются наследниками катар.
Не было у них доктринальной преемственности. Утверждение, что была -- это слишком "креационистский" подход к истории. Просто, внецерковные формы религиозности "естественным" путем дают одни и те же проявления, вне зависимости от региона и времени возникновения. Это с одной стороны.
С другой стороны, у Паламарчука (уж простите за ссылку на, как его охарактеризовал Яков Кротов, "черносотенный трактатец") в "Анафеме" "богомилы" упоминаются в одном ряду с прочими еретиками и упоминается, что до южных границ русского царства они, таки, "дошли" и, "теоретически", "могли влиять".
"Хлыстовство" -- это такой "низовой фэндом" и "ролевые игры" по мотивам Евангелия как романа. Чем-то современных фанатов фентези, ролевых игр и AD&D напоминает. С "гностицизмом" хлыстов роднит то, что первоначальное "христианство", судя по всему, именно таким и было: без церковных корпораций, но с фэндомом и ролевыми реконструкциями. Условное "хлыстовство", просто, "воспроизвело" эту "изначальную интуицию" и в ряде моментов своей практики естественным образом "совпало" с тем, что сейчас бы мы обозначили как "гностицизм".
Но говорить о некоем "изначальном братстве", "изначальном ордене", который, бережно храня преемственность, неповрежденно пронес ее сквозь века, не смотря на преследования официальных церквей, князей, королей и императоров, как минимум, несерьезно. Хотя, романтики "гностического заговора" мне, конечно, встречались.
Впрочем, я отвлекся. При изучении темы, конечно же, не обойтись без Мэри Бойс. Хоть это и про зороастризм, но хорошо показывает связь последнего с т.н. "гностическим христианством".
Всегда Ваш, Max MT
Отправлено 19 апреля 2018 - 05:54
Связь с масонством гностицизма хотелось бы
Ты считаешь, что такая связь есть?
не знаю , мной гностицизм понимается как способ познания. Один "из " . Т.е если объективный (физический) мир познается с помощью естественных наук ,то для познания сакрального мира (духовного ) должны существовать свои методы. Религия предлагает свои методы познания. Гностицизм говорит о тайных знаниях ,для познания себя и божества , своими методами.
Как способ познания .
человеку лишь мнение доступно ..магистр Yoda
Отправлено 19 апреля 2018 - 06:32
Но говорить о некоем "изначальном братстве", "изначальном ордене", который, бережно храня преемственность, неповрежденно пронес ее сквозь века, не смотря на преследования официальных церквей, князей, королей и императоров, как минимум, несерьезно. Хотя, романтики "гностического заговора" мне, конечно, встречались.
Речь конечно не о "изначальном братстве". Я заранее поясню, что совершенно сторонний наблюдатель в этом деле. На научной конференции, собранной по случаю найденных страниц (дощечек) "Новгородской Псалтири" был замечательный доклад профессора Андрея Зализняка. Я с ним был хорошо знаком и он меня позвал послушать. Говорит будет интересно. Это было лет 15 назад, я плохо помню тонкости, да они и не важны.
Находка этой Псалтире была как-то у всех на устах. Так вот выяснилось, что под основным текстом псалмов, начертанных на восковом слое, есть скрытый текст выдавленный стилом прям на дереве. Расшифровки этого текста и посвящалась конференция. Ну я как слушатель принял в ней участие.
Этот скрытый текст очень необычный по содержанию. Написан на древнем русском языке. Это все время подчеркивали, что в языке нет ни каких диалектов (кривичских, вятичских, новгородского чокания-цакания и т.д.) Не знаю, что эта информация дает, но ее постоянно вспоминали.
В сети есть много докладов про этот можно почитать.
Суть вот в чем. Этот текст датирован 950-1000 годом. Т.е. XI век. И все исследователи пришли к выводу, что это текст манихейский, кто-то называл его богумильским. Т.е. определенный вывод - на территории будущей Новгородской республики гностические формирования манихейского толка, в те времена уже существовали.
И вот там же, один из докладчиков высказал гипотезу, что именно из этих русских "манихеев" появились группы под общим называнием "духовные христиане". Это молокане, духоборы, скопцы, хлысты и прочие, из них же вроде как был Г. Распутин. Т.е. преемственность вот такая, а не в виде "изначального братства".
Вот нашел текст этого документа:
И кланяете ся Велзевоулоу языкомъ своимъ,
и кланяете ся Азраилоу языкомъ своимъ. [Повторяется много раз]
И кланяете ся на въстокъ слънъца,
и кланяете ся и противъномоу,
и кланяете ся богомъ и кланяете ся и еще.
Полностью можно прочитать здесь.
Отправлено 19 апреля 2018 - 07:10
сейчас уже вычитал , что философия гностицизма связана с герметизмом, пифагореизмом, платонизмом и т.д .
Все что не офиц религия -гностицизм )
человеку лишь мнение доступно ..магистр Yoda
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных