Зодческие
Об учителях в масонстве. Зодческая работа бр. Льва Волкова

Зодческая работа мастера Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции Льва Волкова (Lupusleo), 1 декабря 6013 г.

 

Об учителях в масонстве

Любезные братья! Вопрос учительства в масонстве стоит не менее остро и актуально, чем и вопрос ученичества, ведь если есть ученик — должен быть и учитель! Между тем вопрос этот не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Понятно, что ученик Ложи учится у мастеров-масонов, с которыми работает в Храме, и, прежде всего, у Досточтимого мастера и выборных офицеров, которые являются главными проводниками осуществляемого ритуала. Для проходящего посвящение — в роли учителей, несомненно, выступают те братья, которые проводят инициацию, сообщают ему сокровенные смыслы масонства в особой атмосфере освященного Храма и т.д. Те, кто проходил инициацию мастера, — знают по собственному опыту, что одним из важнейших моментов является не «сюжет» ритуала как таковой, то есть не формальная последовательность действий и слов, а видимое и ощущаемое изменение своего собственного существа и образов окружающих братьев, ощущение кардинального и качественного изменения самой реальности.

Вместе с тем, во всех этих случаях речь идет не столько о конкретных людях, сколько о функциях, которые выполняют братья, хотя, разумеется, подобные функции могут осуществляться только реальными, опытными масонами, личные особенности которых накладывают свой отпечаток на производимые действия. Досточтимые мастера, первый и второй смотрители и другие офицеры со временем меняются; во второй и третий градус масона могут посвящать совсем не те братья, которые посвящали его в первый градус; — уже одно это говорит о том, что за физическим планом в масонстве стоят учителя более высших порядков. Но что же это за учителя?

Не секрет, что все, что происходит с нами в повседневной, грубой реальности — это лишь следствие, визуализация того, что уже произошло в тонкой, духовной сфере. Верно и обратное — то, что мы совершаем в грубой физической реальности, — не может не сказываться на состоянии нашего духа. Как этот тезис применим к поднятой мною теме? Начну издалека… Несколько лет назад я с братом Е.Ч. рассматривал одну масонскую книгу, в которой содержались изображения русских братьев XVIII века. С удивлением и веселым смехом мы обнаружили, что лица многих из них почти в точности похожи на лица здравствующих братьев нашей собственной Ложи — мы нашли подобия и досточтимого мастера, и эксперта, и второго смотрителя… В наши задачи не входило найти каждому брату XXI века соответствие с его собратом из века XVIII-го — просто неожиданное поразительное сходство тогда резко бросилось нам в глаза. Позднее это навело меня на мысль о том, что количество подлинных посвященных строго фиксировано, и они проявляются время от времени в разных физических формах, тогда как скрываемый за этими формами дух — всегда один и тот же. Впрочем, единый дух неизбежно делает похожими и разные формы, но это уже заметно лишь правильно настроенному взгляду.

Обнаружив идею о том, что масоны разных веков — это одни и те же вольные каменщики, которые лишь работают в разных условиях и в разных эпохах, я погрузился в другую проблему, связанную не с последовательными воплощениями духа, но с разноплановыми действием духа масона в одном и том же теле. Наиболее очевидной пищей для размышления здесь являются астральные путешествия во сне, когда осуществляются особые или иные масонские работы по общению с кандидатами и братьями. Есть искушение списать подобные действия на фантазию впечатлительной и экзальтированной души, но реальное отличается от фантастического надежной верификацией — сравнением одновременных и созвучных астральных путешествий наиболее близких по духу братьев Ложи.

Что или кто стоит за двойной масонской жизнью посвященного? Об этом есть разные мнения. Так, некоторые полагают, что у каждого масона есть свой даймон или куратор из иного мира, член Вышней Ложи, один из великих учителей. Якобы определенному числу даймонов соответствует такое же число масонов во плоти. Понятно, что не масонов вообще, ибо таковых десятки и сотни тысяч, но масонов по духу, коих всегда немного. Что это за число? В максимально широком и частном выражении это, по всей видимости, число братьев от 600 до 700, а возможно, что это и число 666, ибо это не просто «число человеческое» (Откр. 13:18), но число лучших представителей человеческой расы — именно 666 талантов золота приходило царю Соломону каждый год (3 Царств 10:14), что, несомненно, является символом 666 талантливых мастеров, работающих над Храмом Соломона ежегодно. Разумеется, эта цифра условна и обозначает некое символическое и дробное выражение множества постоянного числа подлинных масонов, которое одновременно составляет и 666, и 644, и 33, и 24, и 12, и 10, и 9, и 7, и 5, и 3. Чем развитее становится масон, тем лучше он понимает все соотношения внутри одного и того же человеческого числа и существующие внутри него иерархии.

Отношения между даймоном и его учеником-масоном (слово «ученик» здесь используется как указание на ученичество человека у духа, а не на его масонскую степень) — сложны и глубоко индивидуальны. В определенные моменты ритуала, астральных путешествий и проч. даймон отчетливо проступает через масона, совершая то, что обычный человек совершить не в состоянии — например, находиться на большом расстоянии от физического тела, проводить содержательные беседы с незнакомыми в профанской жизни людьми и проч. Это и особые работы в Храме иной реальности, и собеседования с потенциальными кандидатами во снах — и эти состояния обоюдоостры. Когда-то, еще до моего формального посвящения в масоны, подобные инициации в астрале проводили со мной неведомые мне масоны (даймоны). Затем, уже будучи мастером, я проводил подобные инициации профанов в астрале уже сам (при помощи своего даймона?). Подобные видения, а вернее события (состояния) были всегда ясны, конкретны и описательны от топографического до физиогномического моментов.

Как соотносятся эти даймоны с т.н. масонскими эгрегорами, представленными мировыми масонскими послушаниями (Великими Ложами) — тема для отдельной работы, но факт, что происходящие в реале расколы в масонстве — есть ничто иное, как движение этих мировых эгрегоров, для каких-то одним им ведомых целей производящим перетряску сложившихся отношений между масонами и ложами на физическом плане.

Другое мнение заключается в том, что духовный Куратор и Учитель у всех один, а именно Великий Архитектор Вселенной. Даймоны, наподобие даймона Сократа — есть лишь ипостаси единого Существа, управляющего при помощи определенных фигур (причем, не через «них», но через «нас», через «каждого») этим миром. Принцип нераздельности и неслиянности здесь играет основополагающую роль. Каждый из нас становится Творцом, Хозяином этого мира и несет за него полную ответственность.

По третьей версии — масон сам является своим же учителем, и учится у всего мироздания, у каждого брата, у ближнего, у любого встречного, у Богини-Матери и всех ее детей… То есть одного конкретного учителя как бы не существует, но есть некий коллективный учитель, научающий разным вещам. Никогда не знаешь — кто станет твоим учителем в последующее мгновение, а поскольку стремление к знанию есть стремление к Истине и абсолюту, то этот процесс бесконечный по длительности и необозримый в своей существенности.

Однако осознание сложной многосоставности своего духовного существа — это очень долгий инициатический процесс, который проживается довольно мучительно и трагично. Наши продолжения, двойники, родственники, жены, матери, отцы, сыновья, дочери и т.д. оказываются время от времени в разных отношениях с нами. Так, младенец учит старика Истине, а женщина наставляет мужчину Тайне устройства мира… При этом можно легко и красиво сказать о другом: «Я у него учусь! Он многому меня научил!» Но крайне сомнительно звучит пафосная фраза: «Это мой ученик! Я его учитель!» Почему так происходит? Да потому, что мы одновременно и ученики, и учителя друг друга, но в совершенно разных вещах. Именно поэтому подражательство искажает природу и призвание человека, ибо у каждого своя роль в Плане Великого Архитектора Вселенной. Обрести власть над миром значит осознать себя как вечного ученика у всех форм и проявлений Жизни.

Я сказал.