Великий восток Франции (ВВФ) (фр. Grand Orient de France) (GODF, GO, G∴O∴D∴F∴) — самое старое масонское послушание Франции, и старейшее в континентальной Европе. Основано в 1733 году. Великий восток Франции является флагманом либерального, а-догматического масонства в мире.
Создание ВВФ
Филипп Орлеанский — Великий мастер Великого востока Франции
Французская революция
Ложа «Les Neuf Soeurs» обладала большим влиянием в Великом востоке Франции, которая оказала особенно сильное влияние в организации французской поддержки американской революции, а затем внесла свой вклад в интеллектуальное брожение, которое предшествовало великой французской революции. Бенджамин Франклин был членом этой ложи, когда он служил в Париже.
Некоторые известные французские революционеры были масонами[2], в том числе Вольтер, Маркиз де Кондорсе, Мирабо, Жорж Дантон, Герцог Орлеанский, и Эбер[3][4].
Луи-Филипп I, Герцог Орлеанский, лидер либеральной аристократии, был великим мастером Великого востока во время Великой французской революции. В некоторых районах Франции, якобинские клубы являлись продолжением масонских лож для старого режима, и соответствовали истории Алена Форреста:
Католическая энциклопедия утверждает, что масонская книга Франкмасонерия, в 1746 году предсказала программы французской революции и утверждала, что в ней цитируются документы Великого востока Франции, где масонство ставит себе в заслугу французские революции. Тем не менее, Новая Католическая энциклопедия 1967 года утверждает, что современные историки видят роль масонства в Великой французской революции несколько преувеличенной[6].
«ранние клубы, по сути, взяли себе как помещения, так и большую часть членов масонских лож, прежде чем погрузили себя в новые идиомы революции»[5][4].
В 1804 году ВВФ объединился с конкурентом, Великой ложей шотландского устава[7][4].
Раскол с Объединённой великой ложей Англии
В 1877 году по инициативе кальвинистского священника Фредерика Десмона была упразднена ландмарка о вере в Высшую Сущность (Бога) — что позволило ОВЛА и связанным с ней ложам рассматривать данное решение ВВФ как нарушение и попытку отхода от масонских ландмарок[8].
По поводу ландмарки о вере в Бога к представителям лож, Десмон говорит о формулировке статьи 1 Конституции ВВФ 1849 года, которое войдет в историю и получит горячую поддержку большинства досточтимых мастеров лож ВВФ[9]. Он в частности неоднократно говорил:
Именно это решение и было причиной раскола между Великим востоком (и лож, следующих за ним) и остальным масонством. Раскол этот в масонстве продолжается по сей день. Члены ВВФ утверждали, что определение является двусмысленным, что ландмарки Андерсона являются его собственными собранными и интерпретированными историческими ландмарками, и что изменения, как в интерпретации и практике имели место до и после.
"(…) Мы просим удаления этой формулы, потому что она ставит в неловкое положение досточтимых мастеров лож, а также это не менее важно для многих профанов, которые воодушевленные искренним желанием стать частью нашего большого и благородного общества, которое представлено, по праву, как широкая и прогрессивная организация, которая внезапно установила этот догматический барьер, который их совесть не позволяет им пересекать.
Мы требуем отмены этой формулы, потому что она кажется совершенно ненужной и чуждой цели масонства. — Когда общество ученых встречается, чтобы рассмотреть научный вопрос, то оно для чего-то вынуждено использовать в основе своего устава богословские формулы? — Они должны из-за этого отказаться от научных целей, не так ли? — Они изучают науку независимо от любой идеи или религиозной догмы. — Не должна ли она быть правдой масонства? Его сфера не является достаточно большой, поэтому масонству не стоит ступать на землю, которая ему не принадлежит.
Нет. Оставьте богословам обсуждать догмы. Пусть авторитарные церкви формулируют догмы в своих проповедях. — Пусть масонство является тем, чем оно должно быть, то есть органом открытым для прогресса, всех нравственных идей и высоких стремлений, широких и либеральных (…) "
Решение не универсально, утверждали во Франции. В 1877 году часть лож вышла из ВВФ в знак протеста и сформировали Великую шотландскую символическую ложу Франции, которая в 1894 году приняла новое название — Великая ложа Франции[10][11][4].
Отношение к ВВФ
ВВФ практикует континентальный стиль масонства, который сам ВВФ называет традиционным либеральным масонством, характерные черты которого дают ему полную свободу религиозных убеждений и активного участия в политической жизни. Это антитеза «англо-саксонской» традиции масонства, которая требует веры в Бога, и которая запрещает обсуждение религии и политики в ложе. Эта разница влияет на некоторые другие великие юрисдикции, которые дают ВВФ «признание» и считают её регулярной. Эти великие ложи и великие востоки, которые следуют континентальной традиции, признают ВВФ, а те, которые следуют «англо-саксонской» традиции не признают[4].
Атеизм
Одна треть членов ВВФ придерживаются принципа абсолютной свободы совести, что позволяет им принимать в свои ложи атеистов, агностиков и людей не желающих заявлять о своих религиозных убеждениях при вступлении[4].
Политика и религия
В отличие от «англо-саксонских» великих лож (особенно связанных с Объединенной великой ложей Англии), Великий восток Франции позволяет обсуждения докладов на социальные темы в ложе. Тем не менее, это не значит, что его члены могут обращать в свою веру или проповедовать свои убеждения; дискуссии проводятся в академической манере, которая служит для информирования и открытого диалога по различным темам. Великий восток стоит на определённых позициях по нравственным проблемам. Он видит одной из своих миссий защиту принципов свободы, равенства и братства (это также девиз Французской Республики и ВВФ)[12].
Кроме того, он ожидает от своих членов, которые имеют государственные должности, борьбы за свои убеждения[13]; для того, чтобы направлять свои действия к заявленной цели и оказывать влияние на идеи. Великий мастер ВВФ проводит регулярные диспуты с избранными представителями власти по самым разным вопросам.
Уставы, практикуемые в ВВФ
Великий восток Франции, обладающий патентами (которые никому не передает в распоряжение) нескольких уставов, руководит «символическими» градусами (ученик, подмастерье и мастер) и располагает правом делегировать руководство «Высшими градусами, или Градусами усовершенствования». Начиная с 1998 года это руководство было поручено пяти юрисдикциям (Французского устава, Древнего и принятого шотландского устава, Исправленного шотландского устава, Устава Мемфис-Мицраима и Древнего масонства Йорка) на основании двухстороннего соглашения с ВВФ. До 1998 года организация «Великой коллегии уставов» состояла из нескольких отделений, соответственных различным уставам, практикуемым в ВВФ.
Это следующие юрисдикции:
- Верховный совет Великой коллегии ДПШУ;
- Великий Всеобщий Капитул Французского устава;
- Великий Независимый Приорат Исправленного шотландского устава;
- Великий Египетский Орден Устава Мемфис-Мицраим;
- Верховный Великий Капитул Древнего масонства Йорка.
Единственной целью данных структур было управление мастерскими высших градусов и исполнение роли хранителей уставов, которые практикуются внутри соответствующих юрисдикций. Следовательно, они не обладают никакой иерархической властью, осуществляемой над голубыми ложами, которые практикуют собственный устав.
Женщины и ВВФ
ВВФ был одним из первых масонских орденов некоторые ложи которого стали адоптивными (то есть признавали женщин, хотя не инициировали их). В 1774 году после введения Устава принятия в ряде своих лож, ВВФ издал декрет разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой мастерицей Франции[14].
Женщины принимались в ложи, но не инициировались. В 2007 году Великий восток отклонил предложение Великого мастера Жан-Мишеля Кийярдэ обсудить возможность членства в ложах женщин[14].
Летний конвент 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.
Ложи ВВФ за пределами Франции
Представленные ложи подчинены напрямую ВВФ:
- «Atlantide», Нью-Йорк (1900)[15]
- «Pacifica», Сан-Франциско (1986)[16]
- «Lafayette» № 89, Вашингтон (1989)[17]
- «Art et Lumière», Лос-Анджелес (1990)[18]
- «Zora», Белград (1992)
- «Vernost», Белград (2002)
- «Ujedinjenje», Белград (2006)
- «Harmonija», Сербия (2008)
- «Sveti Sava», Сербия (2008)
- «Pobratim», Сербия (2008)
- «Ivanjski Venac», Сербия (2008)
- «Dositej», Сербия (2008)
- «Force et Courage», Монреаль (1999)[19]
- «Hiram», Лондон (1899)[20]
- «Freedom of Conscience», Лондон (2010)[21]
Ложи ВВФ в России
Список Великих мастеров
- 1927—1930 — Артур Грусье
- 1930—1931 — Frédéric Estèbe
- 1931—1934 — Артур Грусье
- 1934—1936 — Adrien Pouriau
- 1936—1940 — Артур Грусье
- 1944—1945 — Артур Грусье
- 1945—1948 — Francis Viaud
- 1948—1949 — Louis Bonnard
- 1949—1952 — Francis Viaud
- 1952—1953 — Paul Chevallier
- 1953—1956 — Francis Viaud
- 1956—1958 — Marcel Ravel
- 1958—1959 — Robert Richard
- 1959—1961 — Marcel Ravel
- 1961—1964 — Жак Миттеран
- 1964—1965 — Paul Anxionnaz
- 1965—1966 — Alexandre Chevalier
- 1966—1969 — Paul Anxionnaz
- 1969—1971 — Жак Миттеран
- 1971—1973 — Фред Зеллер
- 1973—1975 — Жан-Пьер Пруто
- 1975—1977 — Serge Behar
- 1977—1978 — Мишель Баруэн
- 1979—1980 — Roger Leray
- 1981—1985 — Paul Gourdot
- 1986—1987 — Roger Leray
- 1987—1988 — Жан-Робер Рагаш
- 1988—1989 — Christian Pozzo di Borgo
- 1989—1991 — Жан-Робер Рагаш
- 1992—1994 — Gilbert Abergel
- 1994—1995 — Patrick Kessel
- 1995—1996 — Christian Hervé
- 1996—1997 — Jacques Lafouge
- 1997—1999 — Филипп Гульельми
- 1999—2000 — Simon Giovanaï
- 2000—2003 — Ален Бауэр
- 2003—2005 — Bernard Brandmayer
- 2005—2005 — Gérard Pappalardo
- 2005—2008 — Жан Мишель Кийярдэ
- 2008—2010 — Пьер Ламбичи
- 2010—2012 — Guy Arcizet
- 2012—2013 — Хосе Гулино
- 2013-… — Даниэль Келлер