Зодческая работа, представленная на работах Д:.Л:. Обретенная Свобода, Великий Восток Польской Республики.
Януш Корчак был необыкновенным учителем, деятельность которого с самого начала была направлена на формирование нового человека и, в результате, нового общества. Он неоднократно повторял: «Ты не можешь оставить мир таким, какой он есть».
Януш Корчак (настоящее имя: Хенрик Гольдсмидт), одна из величайших фигур ХХ-го века, родился в 1887 году в Варшаве, в ассимилированной еврейской семье. В энциклопедиях он обычно представлен как врач, писатель, педагог, филантроп и общественный деятель. Редко упоминается о том, что он также был масоном. Януш Корчак изучал медицину в Варшаве, Берлине и Париже. Он принадлежал к кругу варшавской интеллигенции рубежа XIX и XX веков.
Есть люди, чьи интересы, страсть, призвание проявляют себя относительно рано и последовательно раскрывают смысл и величие их индивидуальной жизни. Януш Корчак, безусловно, принадлежит к числу таких людей. Его призванием был мир ребенка, которому он посвятил свою жизнь и в прямом, и в переносном смысле.
Уже в студенческие годы Корчак интересовался условиями жизни бедных, брошенных и осиротевших детей. Он пытался помогать им: раздавал подарки, рассказывал сказки, помогал учиться, а также работал в Варшавской благотворительной ассоциации. Получив медицинское образование в Варшавском университете, в 1903 году он стал педиатром в детской больнице в Варшаве. В возрасте около тридцати лет Корчак принял решение не создавать собственную семью. Он нашел свое призвание: помогать тем детям, которые не могут рассчитывать на чью-либо помощь. Это решение потребовало многих жертв, и жертв таких, которые далеко не каждый смог бы принести. Для достижения своих целей он начал работать в Обществе помощи сиротам. Вскоре он поселился в варшавском Доме сирот и занял пост директора этого заведения.
Януш Корчак создал фундаментальную педагогическую теорию, признающую автономию и достоинство ребенка. Теория Нового воспитания заключается в том, чтобы прежде всего гарантировать свободу ребенку и, параллельно, искать смысл человеческой жизни. Основой этой педагогики было уважение к ребенку как структуре, которая развивается благодаря своей собственной деятельности, а также принцип партнерства с детьми в процессе обучения. Корчак считал, что ребенок имеет те же права, что и взрослый. Поэтому он неоднократно повторял в своих работах: «Ошибочно думать, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке». Доктор Корчак разделял основополагающие человеческие ценности: справедливость, достоинство, красоту, правду, уважение и любовь к ближнему. Эти ценности определили его отношение к детям и борьбу за основные права самых младших членов общества, в том числе права на любовь, уважение, самоопределение, собственные секреты и т. д.
Януш Корчак привлекал внимание к этим ценностям в общении с преподавателями, в статьях и в передачах на польском радио. По этой причине он считается предвестником борьбы за права детей. Он действовал во имя абсолютного равенства детей. Он предоставлял своим ученикам самоуправление. Он инициировал создание первого журнала, выпускаемого детьми. Он был первопроходцем в области ресоциализации несовершеннолетних и заботы о трудных детях.
Януш Корчак оставил богатое наследие в виде литературы о детях и для детей. Среди его многочисленных историй и книг наибольшую известность приобрел сказочный роман о короле Матиуше I, написанный в 1923 году. Действие книги начинается в начале 1930-х годов в вымышленной стране, которая, впрочем, напоминает Центральную Европу. В этой книге 10-летний мальчик принимает на себя правление страной после смерти своего отца — короля.
Матиуш — сирота, он одинок. Он входит во взрослый мир, где царствуют ложь, подлость и зло. Однако, он наполнен мечтами. Как принц, он строит рай на земле, он встречает прекрасную принцессу, его народ любит его. И все же в сказке отсутствует счастливый конец. Принц полностью проигрывает, вступает в войны и конфликты, теряет друзей. Главная проблема, представленная в романе — это вопрос об ответственности власти. Моральное послание этой книги заключается в том, что в политике не всегда применяются справедливые и благородные принципы, в то время как единственная гарантия стабильности в государстве — это лояльность и честность, обязательные как для народа, так и для правителей. Корчак предоставил детям право выступать от своего имени, но в то же время научил их личной ответственности, независимости, терпимости и партнерству.
Взгляды Януша Корчака стали неотъемлемой частью польской педагогики. В 1946 году был учрежден Корчаковский комитет, а столетняя годовщина со дня рождения Старого Доктора, как его называли, была зарегистрирована ЮНЕСКО в календаре памятных дат. У Корчака была врожденная потребность улучшать себя и мир, исправляя ошибки и обиды. Он реализовывал ее в области науки, которая занимается воспитанием маленького человека, и был убежден, что прежде чем пытаться познакомиться с детьми и понять их, следует познать самого себя.
Корчак считал, что мы можем изменить мир, начав с решения детских проблем, что должно сопровождаться самосовершенствованием и духовной работой над собственной личностью. Взгляды Януша Корчака прекрасно сочетаются с идеями и принципами масонства. Вот почему масонство было для него естественной средой.
Януш Корчак был масоном. Ценности, которые привлекли его в польском масонстве, заключались в том, чтобы объединить людей всех рас, религий и национальностей, которые хотят претворить в жизнь моральную реконструкцию человека, превращая злой мир в лучший мир. Однако мы мало знаем о его масонском пути. Хотя все серьезные работы по польскому масонству сообщают, что Корчак принадлежал к масонству, ни одна из его биографий не затрагивает эту тему. Чтобы понять причины этого, необходимо учитывать социально-политический климат вокруг масонства в Польше. В Польше по сей день слово «масонство» имеет не самые лучшие коннотации. Общественное мнение представляет масонство как международный заговор безбожников, которые хотят захватить мир и искоренить христианскую веру, мораль и патриотизм из человеческого разума. Католическая церковь, обвинившая масонство в богоборчестве, больше всего повлияла на создание этого стереотипа. Подозрительность также была вызвана атмосферой тайны, образовавшейся вокруг масонов. Поэтому так трудно найти описания членства Корчака в масонстве, поскольку эти детали его биографии сознательно опущены. Он был евреем и масоном в одном лице, и это существенно осложняет причисление этого «светского святого» к национальному пантеону.
Януш Корчак жил на рубеже веков. Он был уже взрослым человеком, когда в 1918 году, после окончания Первой мировой войны, Польша обрела независимость после 123 лет аннексий Австрией, Пруссией и Россией. Для Польши это было время надежды на построение нового общества.
Первая масонская ложа в Польше была основана в Варшаве в 1920 году. Это была ложа «Коперник», под эгидой Великой Национальной Ложи. В 1924 году в Польше начал действовать Масонский Смешанный Международный Орден «Le Droit Humain» («Право Человека»), который не был признан традиционным масонством, потому что вопреки действующим правилам он принимал в свои ряды женщин. На тот момент масонские ложи не были многочисленными организациями. По оценкам, в межвоенный период около 300 человек принадлежали к «Le Droit Humain». В ложах Ордена в основном состояли представители интеллигенции, активисты общественных организаций и военных учреждений, а также офицеры.
Высокие моральные качества Януша Корчака привели к тому, что он был принят в масонство. Скорее всего это произошло в 1926 году. Он был посвящен в Ложе «Звезда моря» на востоке Варшавы под эгидой Масонского Смешанного Международного Ордена «Le Droit Humain», чьей целью было «примирить всех людей, разделенных религиозными преградами, и искать истину, уважая мнения других людей».
Джоанна Ольчак-Роникер — автор последней биографии Корчака, изданной в 2002 году, — написав о принадлежности Корчака к масонству, ставит вопрос: как получилось, что Корчак, ироничный рационалист и скептик, был введен в общество, исповедующее герметическое и эзотерическое учение? И сама же отвечает: а почему бы и нет? Корчак, воспитанный в нерелигиозной атмосфере, искал какой-то универсальной Истины, а кодекс масонской этики руководствовался ценностями, которые он сам разделял. Из христианства он взял идею любви к своему ближнему, из иудаизма — веру в Закон и Слово. Он заинтересовался теософией — собранием теорий, основанных на философии буддизма, древнего Египта, Востока. Теософия, или «божественная мудрость», провозглашала, что наше существование, вписанное в некий универсальный план Вселенной, это превращение одного существа в другое, которое будет происходить, пока оно не достигнет просветления. Это учение было чрезвычайно популярным в то время. В 1921 году в Варшаве после долгого перерыва, благодаря Анне Диновской, возобновило свою деятельность Польское теософское общество. Одним из самых активных членов Общества был генерал Михал Токаржевский-Карашевич, артиллерист, легионер, участник боевых действий в Вильнюсе и Львове. Общество поставило перед собой целью проведение сравнительных исследований в области науки, философии и религий, изучение неизвестных законов природы и скрытых сил природы, создание братства без оглядки на расу, национальность, пол и образование. Корчак попытался реализовать подобную систему в Доме сирот. Девизом образовательной системы были следующие слова: «мы организуем детское сообщество, основанное на принципах справедливости, братства, равных прав и обязанностей». Вместо дисциплины — порядок. Вместо принуждения — добрая воля.
В 1926 году главные активисты Теософского общества, в основном Ванда Диновская и Михал Токаржевский-Карашевич, создали польские ложи Масонского Смешанного Международного Ордена «Le Droit Humain» … Орден стал популярен не только среди людей с эзотерическими интересами, но и среди тех, кто разделял дух высоких моральных ценностей. Целью Ордена, как говорилось в его идеологической декларации, было собрать под одним знаменем людей всех рас, религий и национальностей, которые хотят приложить усилия к собственному внутреннему развитию и действовать во благо общества. Это была программа, как будто рожденная из мечты Корчака.
Не упоминают инициатический путь Корчака ни Людвик Хасс, ни другие его биографы. Мы не знаем, какой степени посвящения он достиг и какова была его активность в Ложах. Мы встречаем немного больше упоминаний о его пребывании в таинственном Меженине над Бугом, месте собраний теософов и масонов. Урочище Меженин (именно так это место называется в воспоминаниях и литературных упоминаниях) — это остатки земельных владений в Подлясье, между Дрогошином и Семятыце, возле одноименной деревни. В 1925 году польское Теософское общество стало владельцем местного дворца и парка. Мы не знаем точно, получило ли оно эти владения в подарок или купило их у предыдущих владельцев, Казимира Бройл-Платер и его дочери Хелены Потулицкой, которые также были членами Общества. История оплаты остается неясной. В этих живописных районах теософы основали Общество сельскохозяйственной культуры и Летнюю Колонию. По словам Даниэля Баржиловского — автора трилогии о генерале Михале Токаржевском-Карашевиче — уставной капитал для этой цели был получен от самой маршала Александры Пилсудской (Мария Подвысоцкая, одна из членов Общества, дружила с маршалом). Баржиловский пишет: “Конечно, Пилсудская знала, что Подвишок и ее муж были теософами и членами масонской ложи Le Droit Humain. Более того, согласно осторожной информации, деньги исходили от самого Маршала». Похоже, Пилсудская всегда была благосклонна к этой неортодоксальной фракции масонства.
В Меженине каждый год, в конце июня, организовывались ассамблеи всех польских лож под эгидой ложи «Белый Орел» (согласно информации из работ Д. Баржиловского и Джоанны Ольчак-Роникер). В судебном зале проводились ритуальные собрания. На красивой поляне, под соснами проводились неофициальные встречи, обсуждались текущие политические, идеологические и социальные проблемы, принимались организационные решения. Это дачное местечко сразу стало популярным. Им управляла Халина Кржижановская, теософ, великий канцлер Ордена.
Некоторые описания летних встреч на открытом воздухе ассоциируются с семейными поездками масонов, которые ежегодно проводились в этом районе по случаю летнего солнцестояния. Ольчак-Роникер пишет: «Жители окрестных деревень рассказывали о ночных процессиях людей в длинных белых одеждах, со свечами в руках, проводивших на своих алтарях странные богослужения» … А может быть, это были просто обряды и церемонии Св. Иоанна? Или просто богатое воображение?
Наиболее частыми гостями Меженина были: Владислав Бохенский, председатель Польской Федерации Масонского Смешанного Международного Ордена, его жена Элизабет, генерал Михал Токаржевский-Карашевич, член ложи Святого Грааля, носивший религиозное имя «брат Торвид»; Ванда Диновская, председатель польского Теософского общества, Ирена Нетто, актриса; Янина и Эвелина Карасевы и Ванда Дзевонс, теософы и масоны.
Янушу Корчаку очень нравилось отдыхать в Меженине. Там он нашел удобное место для летних лагерей, в которые привозил своих учеников — еврейских детей из самых бедных семей. Там он создал один из самых популярных радио-романов «Гаданинки старого доктора». Ольчак-Роникер, опираясь на свидетельские показания, пишет, что Корчак медитировал с Токаржевским и вел с ним длительные дискуссии. Он, будучи ярым пацифистом, по-видимому, сделал исключение для Токаржевского, которого любил и ценил.
Корчак состоял в масонстве до его запрета в Польше. В ноябре 1938 года польское масонство, перед лицом ожидаемого решения властей о запрете масонских лож, приняло решение о роспуске. Девять месяцев спустя началась война.
Януш Корчак известен в мире прежде всего своей мученической и героической смертью в концентрационном лагере Треблинка. Он умер со своими учениками, депортированными из гетто в 1942 году. Хотя у него была возможность сбежать, он не воспользовался помощью и отказался от своего спасения, которое предлагали ему подпольные организации. Он был со своими учениками до самого конца, до смерти в газовой камере.
Януш Корчак возглавлял Детский дом, предназначенный для еврейских детей в Варшаве, на протяжении тридцати лет (1912-1942). Во время нацистской оккупации Дом сирот находился в так называемом Маленьком гетто. Утром 5 или 6 августа 1942 года площадь гетто была окружена войсками СС. Корчак отправился в свой последний марш вместе с детьми из Дома сирот. Согласно одному из рассказов об этом эпизоде, дневнику Авраама Левина, в марше приняли участие 192 ребенка и 10 опекунов. Дети шествовали рядами по четверо и несли флаг короля Матиуша I. У каждого ребенка с собой была любимая игрушка или книга. По другим данным, детский марш прошел в тишине и глубокой апатии. Корчак, печальный и одинокий, шел рядом с детьми, никто не подошел к нему, вокруг царило молчание. Во время шествия детские ряды распались. Колонну вел солдат СС. Владислав Шпильман писал, что «Эсэсовцу понравился какой-то мальчик, и он велел ему играть на скрипке». После загрузки в вагон, детей отправили в Треблинку. Корчак отправился туда с ними. До последнего момента он смог дать этим бедным, ненужным сиротам чувство гуманности и человеческого достоинства. И с этим чувством он умер вместе с детьми. За два дня до смерти он писал в дневнике: “Никому не желаю зла. Я этого не умею. Я не знаю, как это делать”.
Выдающаяся личность Януша Корчака была признана и отмечена во всем мире. В Иерусалиме, в Яд ва-Шем, есть памятник, созданный Борисом Саццером — Корчак и дети гетто. В настоящее время в Варшаве установлены четыре памятника Янушу Корчаку. В Германии в 1978 году был учрежден Международный комитет Корчака. В Историческом музее в Варшаве и в кибуце Бейт Лохамей Хагеот (Дом бойцов гетто) существуют Архивы Корчака. Его именем названы улицы польских городов, школы и детские дома. Существуют институты, музеи и литературные премии, касающиеся достижений в области его идей и инновационной гуманистической педагогики. Идеи Корчака были также восприняты масонами. Они были продолжены сестрами и братьями, которые состояли в Международном Капитуле Ордена Улыбки, и прежде всего его создателем, организатором и канцлером – Братом Цезарего Леженьским.
В этом году исполняется 70 лет со дня смерти Януша Корчака и столетие со дня учреждения Дома сирот. В Польше 2012 год был назван годом Корчака. К инициативе поминовения этого экстраординарного человека и нашего брата, вероятно, присоединятся и польские масоны. Важно, чтобы память Корчака не застыла каменными памятниками, а была жива через идеи, которые он воплощал в жизнь, доброту, уважение ко всем людям независимо от расы и происхождения, чувствительность к несправедливости, мужество жить в соответствии со своими убеждениями. Корчак писал: “Проще всего — умереть за идею. Самое трудное — изо дня в день и год за годом, жить ради нее”.