Зодческая работа бр. Петра К. 6011 г.
ЗАЙМИТЕ МЕСТА, ЛЮБЕЗНЫЕ БРАТЬЯ! / PRENEZ PLACE, AIMABLES FRÈRES!
1. Введение
Как все старинные и ещё живые летописи, ритуал нашей Д.Л. Астрея переписывался многими последователями, как раньше рукописные книги в монастырях.
Почему-то, наверно с целью укоротить церемонию, кто-то убрал первую фразу, которая, слава Богу, осталась в версии ритуала, переданной Русским Вольным Каменщикам. Она звучит так:
«Займите места, Любезные Братья. Приступим к открытию работ Ложи».
Её произносит Досточтимый Мастер, сразу после удара молотком, который он взял в правую руку, как только поднялся на Восток.
Это восстановление первоначального обычая позволяет теперь понять, как происходит открытие наших работ. Таким образом, мы сможем приступить к обсуждению ещё более основного вопроса: что нам может принести на пути нашего посвящения соблюдение понятого нами ритуала?
Открытие работ следует через три этапа, и каждый из них заканчивается фразой, которую перевели однозначно: «займите места», но смысл каждой из этих фраз не одинаковый.
1.1. Заседание
Сперва вошедшие Братья создают себе комфорт для долгого общения. Они садятся и «располагаются», чтобы им было удобно. Вот смысл первого приглашения занять места. Можно было бы сказать «присаживайтесь», или просто более угрожающе – «садитесь».
1.2. Признание
Как в любой палате, первое дело братьев в ложе – это опознать каждого участвующего и проверить его права и полномочия. В конце этого этапа Досточтимый Мастер говорит: «Признаю Вольными Каменщиками…» и «Займите места, любезные братья».
В этот раз идет речь уже не об удобстве беседы, а о должности, которую несет каждый брат в ложе, и ему указывается её принять, занять место, ему положенное. Можно было бы сказать: «По местам!» – как в армии.
1.3. Участие
С того момента, что признанные лица на своих местах, открывается возможность создавать священное пространство ложи. Сперва идёт проверка, что каждый на своём месте («Где пребываешь ты?..»), и когда ясно, что все на своём месте, зажигают огни. Эта фаза после молитвы заключается открытием работ посвященных. Уже в особом пространстве досточтимый мастер приглашает участников: «Займите ВАШИ места, любезные братья».
Фактически, заседание открыто, и более точно следовало бы сказать: «Примите участие в наших решениях».
Этот просмотр открытия работ мне напоминает древний ритуал, где первый страж докладывает Досточтимому Мастеру, после признания братьев: «Все присутствующие вольные каменщики – каждый на своём месте и при своей должности».
Я теперь вам предлагаю проанализировать эту фразу.
2. Каждый на своём месте и при своей должности
2.1. Каждый
Кто такой «каждый» в нашей Д.Л.?
Обратимся к нашему катехизису Ученика. Каждый – это любой Вольный Каменщик, а именно «человек, рождённый свободным и добрых нравов, в равной степени друг богатого и бедного, если таковые добродетели», и уточнение следует: «тот человек рожден свободным, который, умерив для обывательских предрассудков, почувствовал себя возрождённым для новой жизни, каковую даёт посвящение».
Здесь не идёт речь ни о целомудрии, ни о каких-нибудь качествах чисто человеческих и социальных, как храбрость, бережливость, благоразумие, воздержанность, невинность, скромность…
Другими словами, «каждый» – это любой вольный каменщик, не принимая во внимание его качества, или несмотря на отсутствие этих качеств у него. Брат в ложе рассматривается только как человек посвящённый, который приносит своё присутствие и ничего другого, ни богатства, ни знания, ни таланты, ни красоту.
Вольный Каменщик не может принести ничего больше как просто своё присутствие.
2.2. На своём месте
Это значит, что в ложе есть места. Каждый не имеет возможности расположиться где ему хочется, а только там, где ему полагается.
Например, ученики должны помещаться на севере, потому что на этом месте свет самый слабый и не принесёт неудобства неопытному взгляду.
С обратной точки зрения, с того момента, что брат был признан как таковой, его место в Ложе существует, и обратным образом, он должен его занять.
Другими словами, Ложа – это отдельное тело, со своими функциями, которые требуют посвященных людей на определенных местах, чтобы быть эффективными. Этим отличается ложа от простого профанского собрания, где люди располагаются как им угодно, или удобно, или даже полезно. Существует теперь целый ряд исследований на психологических основах, которые описывают поведение людей на собрании, в зависимости от их места в пространстве собрания.
В Ложе – ничего подобного, даже если можно применить эти исследования. В принципе, ложа не зависит от времени и пространства. Участники заменяют друг друга на местах, так чтобы работа ложи никогда не приостановилась. Это весь смысл передачи своего места в ложе, при помощи взаимных трёх ударов правыми руками по левому плечу, и троекратное объятие. За этим можно проследить в день «инсталляции», когда братия заменяют друг друга. Хочу подчеркнуть, что, без этой братской передачи, вот это священное пространство, созданное во время открытия работ, не может выдерживать прерывания и отсутствие, и прекращает действовать. Тогда Ложи больше нет.
2.3. При своей должности
Все места в ложе, на разных уровнях, имеют значение в действии собрания. От самого скромного ученика до досточтимого мастера, каждый несёт свою должность. Посмотрим, что об этом говорит наш катехизис.
«Трое ею управляют, пятеро её освещают, семеро её делают правильной и совершенной».
2.3.1. Трое ею управляют
Речь идёт о Досточтимом мастере и о двух стражах.
Эта конфигурация позволяет принимать решение, так как нечётное число дает возможность большинства.
Значит, решения принимаются в ложе на основе голосования и по принципу большинства. Каждый имеет возможность высказать своё мнение, принести своё освещение вопроса, выслушать другие мнения, а значит, их следует излагать умеренно, чтобы не унижать того, у которого другой взгляд.
Как пример принятого решения, можно привести определение программы работ ложи, и кто будет представлять каждую работу.
2.3.2. Пятеро её освещают
К трём первым лицам прибавляются оратор и секретарь. Это точный состав судебного заседания, где оратор на месте прокурора, и секретарь как на суде. Собрание пяти посвященных в состоянии вести судебные следствия.
А в какой отрасли этот суд имеет компетенцию?
Исключительно по вопросам, которые касаются посвящения. Этот суд способен решить, если представленная работа позволяет брату получить повышение градуса, например.
Чтобы решения суда были исполнимые, суд должен быть правильным, что значит регулярным, по отношению к соблюдению основных правил масонства. Обсудить вопрос регулярности требует больше времени, чем нам дано сегодня, и я предлагаю его рассмотреть отдельно. Можно только подчеркнуть важность этого пункта, чтобы суд не превратился в смешную комедию.
2.3.3. Семеро её делают правильной и совершенной
Если прибавить в состав суда исполнительных лиц, как Обрядоначальник, Эксперт, Привратник (а точнее, двоих из них достаточно), то собрание приобретает возможность привести решения суда в действительность, например, посвятить в следующую степень брата, «приговоренного» к этому судом.
С этого момента Ложа становится совершенной, потому что она приобретает свою собственную жизнь. Только она может передать посвящение.
3. Заключение
Мы обнаружили, что простым приглашением «займите места» Досточтимый Мастер превращает собравшихся лиц, пришедших из мира профанов, сперва в собрание директоров, потом в судебное заседание и в конце – в участие в органе посвящения.
Это не только значит по-светски «Присаживайтесь, пожалуйста». Это приглашение каждому принять ответственность в том, что происходит, и одновременно стать решающим лицом, судьёй и исполнителем.
И с того момента, что каждый из нас перешел порог храма, никто от этой ответственности уйти не может.