Зодческая работа мастера Д:.Л:. «Астрея» № 6032 ВВФ бр. Льва Волкова
Восток г. Санкт-Петербурга, 3 апреля 6013 г. С:.И:.
О чтении эзотерических текстов
И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку.
Он сказал мне: возьми и съешь ее;
она будет горька во чреве твоем,
но в устах твоих будет сладка, как мед.
(Откровение Иоанна Богослова 10:9)
Любезные братья! Сегодня я хотел бы затронуть проблему масонского чтения, а в более широком смысле – вообще чтения любых эзотерических текстов, ибо в масонстве собрана универсальная и многоплановая мудрость человечества. Каждого, кто направляет прошение о принятии его в Орден, мы спрашиваем через предварительную анкету, при собеседовании и на опросе под повязкой о том, что он успел прочитать по теме масонства, из каких источников он составил свое мнение о братстве. Последнее время в числе таких источников профанами все чаще называются лекции безвременно ушедшего Леонида Мациха и Интернет (Википедия, масонские форумы, сайты Лож и проч). Релко кто успел перед посвящением вдумчиво прочесть работы таких выдающихся классиков масонской мысли, как А. Пайк, А.Э. Уэйт, М.П. Холл, Ф. Бейли, У.Л. Уилмхерст и др. Несмотря на то, что в Интернете в свободном доступе можно найти немало достойных работ о масонстве (и здесь я бы особо отметил важную просветительскую роль братьев Зелота и Мидаса в распространении масонских знаний на русском языке), разобраться в том, что является хорошим чтением о масонстве, а что плохим, профанам не так-то просто, ведь часто, чтобы найти жемчужину, надо уже знать, что из себя представляет эта жемчужина. В 6011 году наша Ложа «Астрея» внесла свой вклад в популяризацию русского масонства, выпустив сборник статей и документов «Исторический союз русских лож», но широкой публике, к сожалению, он до сих пор мало известен, и в интернете его в открытом доступе, увы, нет. Сейчас мы готовим к выпуску первый номер масонского альманаха «Свет Астреи», и он, я надеюсь, уже будет доступен в бумажной и электронной версии всем желающим.
Однако в этой своей зодческой работе я бы хотел поговорить не о фактической доступности масонской литературы (хотя этот вопрос тоже очень интересный, и есть довольно эффективные магические способы нахождения нужных сочинений), а о ее сущностной доступности, то есть не о том, как приобрести ту или иную книгу, а о том, как следует обращаться с масонскими и эзотерическими текстами вообще, как их нужно читать и, если угодно, вкушать. Вопрос отнюдь не второстепенный, ибо все свои клятвы масоны приносят на открытых книгах Священного Закона, что предполагает вполне зримое и осязательное участие в поиске Потерянного Слова. Священное Писание – это, несомненно, первоочередное масонское чтение, без которого невозможно понять ни Пайка, ни Новикова, ни Эккартсгаузена, ни Лопухина, никого из прочих серьезных масонских авторов.
За 2 года, что я тружусь в мастерской «Астреи», мне не раз приходилось сталкиваться с опасениями насчет того, что масонские секреты могут быть раскрыты в какой-то зодческой, статье или книге, что не слишком ли близко масоны подпускают к себе профанов, что не нужно ли нам проявлять бóльшую осторожность, когда мы пишем о масонстве в Интернете, не запечатывая тщательнейшим образом все свои откровения, и т.д. Я всегда отвечал на это, что эзотерические тексты сами себя успешно защищают от праздного интереса скучающих зевак, и что нам по-настоящему нужно опасаться лишь одного – как бы не нанести вреда нашим братьям, не запятнать свою честь и не ударить в грязь лицом перед правильно поставленным и обращенным к нам вопросом о высокой миссии масонства. То есть нужно идти в ногу со временем, с поднятым к верху лицом и раскрытыми объятьями для каждого, кто имеет дерзновение стать масоном или поступать как масон.
С моей точки зрения масонское превосходство состоит не в обладании какими-то недоступными простым смертным знаниями, а в постоянном самосовершенствовании, в образе жизни свободного и благородного мужа, всегда готового прийти на помощь нуждающемуся. Я скажу даже больше: мастер – это не тот, кто обладает конечным знанием и стремится учить профанов и других братьев как им следует понимать смысл вещей, но тот, кто готов учиться масонству у всякого встречного «профана», кто прочно усвоил в своем ученичестве заповедь молчания и слушания и успешно применяет ее в своем мастерстве. Масонство начинается не со вступления в Ложу, а со стремления познавать мир и нести ответственность за него и за себя. То, что в масонстве отлилось веками в прекрасных и четких Ритуалах, отдельными великими людьми узнается и понимается посредством их частных изысканий порой и вне масонства; - пусть у них это происходит в других понятиях и образах, но за ними стоит та же высшая реальность.
Знание не принадлежит нам как мертвое «злато», над которым чахнет сказочный царь-Кащей, опасающийся, что его могут обокрасть или чего-то лишить, но оно принадлежит нам ровно настолько, насколько мы прониклись нашим посвящением и насколько вобрали в себя Свет Творца. А известно, что «никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Мы призваны нести свет в мир, рассеивая мрак невежества везде, где обнаружатся его отвратительные сгустки. Именно поэтому не стоит предъявлять к братьям гораздо больше претензий, чем к любым другим любознательным гражданам, свободно рассуждающим на мистические и эзотерические темы, не будучи при этом связанными никакими клятвами. Ведь клятва – это не то, что должно препятствовать распространению света в мир, но то, что охраняет братство от всего наносного и профанского, что оберегает Храм от скверны (важно при этом помнить, что главный Храм находится внутри каждого из нас!).
Мы уже давно живем в таком информационном пространстве, в котором любой человек теоретически может раздобыть самые редкие и тайные из сочинений великих посвященных. Раздобыть-то он их может, но может ли понять? Будут ли они сладки в его устах и горьки в его чреве? Воистину покрывало Исиды находится на глазах человека и на его сердце, а не на внешних вещах этого мира, воплощающих Тайну земную и небесную. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, нет никаких преград для познания, которые могли бы остановить странника, идущего от тьмы к Свету и от смерти к бессмертию. Будет не лишним еще раз повторить, что масон не всегда находится в более выигрышном положении, чем любой другой, не принадлежащий формально к братству искатель Истины. Иными словами масон не обязательно понимает эзотерический текст лучше и глубже, чем выдающийся исследователь не-масон; вместе с тем, любой настоящий (а не только номинальный) мастер-масон должен в принципе уметь читать и постигать эзотерические тексты разной степени сложности, что, конечно, недоступно большинству профанов в силу их сугубо потребительского и эгоистического отношения к миру. В духовном служении человечеству и состоит цель масона!
Что же это за принцип, и чем эзотерический текст отличается от текста экзотерического? Почему кажущиеся многим бессмысленно вычурными и бесполезно причудливыми трактаты розенкрейцеров полны эзотеризма, а вполне понятные массам работы популярных церковных морализаторов напрочь его лишены? Эзотерический текст не просто требует от читателя определенной эрудиции и образовательной подготовки, состоящей, как это часто полагают, в обладании ключами к языку символов, но он требует кардинальной перемены сознания. когда то, что для профана - заслонка, становится для посвященного проходом и проводником. То есть, нужно не выучить правильные слова и их объяснения, а поменять сам язык, поменять свое восприятие логоса и мифа.
То, что, на первый взгляд, расшифровано и интерпретировано в категориях и терминах позитивного знания, может лишь создавать иллюзию формального понимания. Любое объяснение текста на языке, который чужд самому тексту, уводит от его истинного понимания. Чтобы прочесть текст, нужно его в прямом смысле этого слова прожить, пропустить через себя. Вскрывать отмычками и даже ключами замки, навешанные на священные аллегории, за которым сокрыта подлинная жизнь духа и богатая мистическая реальность, - это все равно, что пытаться изнасиловать Исиду; – карой за такой святотатство является безумие и ослепление. Цель истинного посвященного заключается в преображении всего своего существа, когда пелена спадает с его глаз, и он уже не видит вообще никаких запертых дверей – весь мир распахивается перед силой и мудростью его мысли.
Попытка истолкования всех символов по отдельности в их частных и узких значениях подменяет собой вступление в живой контакт и острый диалог с ними, как с проявлениями реальных космических существ. Многие оккультисты пишут о том как важно уметь войти в портал, открываемый эзотерическими письменами, и затем благополучно из него выйти. Последнее, по их мнению, не менее важно, ибо не секрет, что иные книги нельзя открывать безнаказанно, не будучи к тому внутренне подготовленным, а иные книги могут свести человека с ума даже в закрытом состоянии – их крайне опасно хранить дома, поскольку они написаны исключительно посвященными для посвященных. Тем не менее, истинный посвященный, входя в новые миры, их окончательно не покидает, и обретая новый контакт, не утрачивает его, - закрыв книгу физически, он не закрывает ее для себя духовно, – она продолжает жить с ним и в нем.
Я использую привычный мне термин «книга», подразумевая под ним любой цельный и мало-мальски пространный текст, в том числе электронный. Хотя бумажная книга имеет ряд преимуществ перед текстом электронным, так как она, помимо прочего, способна напитываться энергетикой своих читателей и обладателей. Не даром, книги магов опасны не только своим содержанием, но и тем, что они физически помнят своих прежних хозяев, сохраняют связь с ними. Некоторые из таких книг запечатаны невидимыми охранными печатями, распознать и снять которые может только не менее искусный маг. Помимо этого имеет значение и то, из чего сделана книга, как она выглядит, есть ли в ней рукописные пометы и рисунки, дополнительные шифры и особые секретные послания и проч. В этом смысле нет более грандиозного, но вместе с тем и опасного, подарка, чем передача магической рукописи, печатной книги или даже целой библиотеки от одного посвященного другому. Через такие подарки происходит и символическая передача мудрости от учителя к ученику. У электронных текстов, которые отвоевывают себе все больше места в нашем чтении, тоже есть свои особенности как в плане преимуществ, так и в плане опасностей. Понятно, что лестницей к знанию, равно как и смертельной ловушкой, для человека может стать все, что угодно, поэтому нет смысла разбирать это более детально.
Эзотерический текст можно также уподобить человеку или духу, встреча с которым способна изменить всю нашу жизнь или, вернее, неопровержимо показать нам, что есть наша жизнь на самом деле, что есть мы сами в действительности. Для того, чтобы такая встреча состоялась, нам нужно быть к ней готовым, готовым ко встрече с другим, с самим собой и с другим в себе самом. Это значит почувствовать тот самый поворотный момент, не упустить его (ибо все должно совершаться в нужное время), проявить должную заинтересованность и встречную открытость на необычный раздражитель. Лично у меня с детства и до сих пор периодически возникает ощущение дежа вю, когда я читаю те или иные книги. Читал ли я их прежде, или это всего-навсего посылаемый мне сигнал о том, что встреча прошла благополучно? Думаю, что это своеобразное удостоверение истинности чтения, которое в эзотерическом смысле всегда есть откровение и ритуал. Чтение эзотерического текста – это, безусловно, священнодействие. Понимание же любого священнодействия означает смиренное осознание его непреложной необходимости через старательное узнавание всех нюансов, верификацию деталей, воспоминание о своем предназначении через кровь и дух. Понять сокровенный смысл содержащегося в тексте тайного знания в полной мере может лишь тот, кто способен сам написать подобный текст.
Не менее интересно, когда чтение происходит в осознанном сновидении, или же во сне разворачивается тайный смысл прочитанного наяву, ибо альфа и омега любой настоящей книги находится за ее пределами, а само чтение может лишь прерываться, но не прекращаться. Это особенно характерно для гримуаров, гимнов божествам, любых религиозных текстов – стоит только прочесть фрагмент из них, как реальность начинает меняться прямо на глазах, будоража все стихии и основания внутри нашего существа. Но важно помнить, что открывая портал, мы не только обретаем вход в иной мир или иное измерение этого мира, но и создаем выход для населяющих этот текст обитателей, – это касается не только автора-демиурга, но и всех его детищ, всего того, о чем говорится в тексте, а в более точном смысле и всей той атмосферы, которая в нем присутствует и его формирует. Читатель таким образом может вольно или невольно выступать в качестве проводника этих далеко не всегда дружелюбных сил. Чтобы не говорить на такую серьезную тему отвлеченно, прикрываясь общими рассуждениями и чужими высказываниями, приведу один случай из своего опыта.
Однажды моя избранница, у которой сейчас хранится роза, переданная мне для нее при моем посвящении в масоны, читала один эзотерический текст, и так случилось, что я, будучи с ней теснейшим образом связан, в ту же ночь встретился с автором этого текста, еще не зная его имени, но сразу же оказавшись выброшенным в инициатическое пространство. Подробности этого видения и состоявшегося разговора имеют довольно интимный характер, чтобы о них здесь распространяться, но тогда мне стало понятно на собственном примере - в чем состоит ответственность за то, что и как мы читаем, и за то, какое решение мы принимаем во сне. Конечно, для любого мало-мальски опытного масона, здесь нет ничего нового и неожиданного. По схожему принципу действует и сила заклинаний – через их произнесение или через чтение соответствующей книги маг лишь запускает своей волей мощную, трансформирующую действительность волну в направление того, с кем или с чем он связан в реале посредством очного знакомства или личной вещи, частицы тела, зримого образа адресата. Но меня мало интересует магия, направленная на кого-то посредством текстов. Это бывает полезно лишь в трех случаях: магического обучения и ученичества, взаимного ритуала и целительства (хотя все три случая крайне опасны и непредсказуемы по своим последствиям). В любом другом случае практики подобного рода называются черной магией или низкопробным колдовством, и мне не хочется иметь с этим ничего общего.
Куда интереснее иное, и, безусловно, главное свойство эзотерических текстов, - их способность помогать человеку в познании мира и самопознании. В зависимости от нашего мировосприятия, могут делаться акценты на первом или на втором типе познания, хотя, разумеется, это не два разных типа, а один познавательный процесс, который может быть плодотворным, лишь когда постижение мира и самопостижение находятся в неразрывном единстве. Особенно хорошо это прослеживается при чтении алхимических текстов, вводящих читателя в состояние своеобразной медитации, в котором бесконечные взаимные переходы от микрокосма к макрокосму, обращений вовнутрь себя и вовне запускают грандиозный процесс осознания своей полной и абсолютной включенности в материю, душу и дух Вселенной. Пересказать непосвященному ценность такого рода книг практически невозможно, ибо каждый новый раз, когда удается вступить с ними в контакт (а это может происходить далеко не всегда по разным причинам), возникают различные состояния. Сами же такие тексты порой не имеют четкой структуры, изобилуют многочисленными повторами и перепевами малопонятных профанам сочетаний туманных символических форм. То же можно сказать и в отношение знакомых нам людей – они всегда одни и те же, но каждый раз совершенно другие (и по-новому влияют на нас).
Что еще важно знать об эзотерических текстах? То, что все по-настоящему глубокие книги написаны об одном и том же. Все они - только модификации вечно звучащего голоса, не умолкающего, если уже зазвучал однажды. Разделение знания на масонское, алхимическое, прорицательное, магическое, каббалистическое и прочее всегда условно – это следствие деградации и дробления единой человеческой культуры. В науке это так же наблюдается при разделении, к примеру, гуманитарного знания на филологию, философию, историю и проч., хотя одно невозможно без другого и третьего и т.д. В масонстве это понимают все-таки лучше, чем в профанной науке – об этом свидетельствуют и сами Ритуалы вольных каменщиков, и книги, написанные наиболее продвинувшимися в обработке своего камня братьями.
И все-таки хороший масонский текст ценен именно тем, что он рассказывает о тайнах мира непосредственно в категориях масонства, то есть во главу угла всегда ставится призвание человека к активному и самоотверженному строительству Храма. Последнее возможно лишь при условии чистоты его запона и перчаток, мастерского владения им необходимыми инструментами и царящего в его сердце духа братской любви, то есть трех столпов, на которых зиждется и понимание любого эзотерического текста, также, в свою очередь, направленного лишь на возведение и укрепление в нашей душе этих столпов: чистоты помыслов, практических умений и деятельной любви. Таким образом понять эзотерический текст может лишь тот, кто его уже знает, – нужно лишь сделать над собой усилие и самому стать на миг этим текстом.
Я сказал.