Зодческая работа написана на русском языке братом Вольдемаром Г. (PL) для зачтения братьям Д.Л. "Астрея" и Л.C. "Януш Корчак".
В начале возникает вопрос. Что такое масонство? За триста лет было много определений. Энциклопедическое определение, разработанное проф. Людвик Хасс, самый выдающийся польский эксперт по масонской тематике: «Масонство, а также «королевское искусство» – наднациональное этическое движение, имеющее свои собственные организационные структуры, набор принципов и установок которых представлен через символы, ритуалы (литургии) и катехизис». За исключением чрезмерного «сгушение» религиозной риторики, в основном суть дела такова.
Дата начала истории масонства – 24 июня 1717 года, когда в лондонской гостинице «Под гусем и решеткой» четыре английских ложи образовали Великую Ложу Лондона. Пять лет спустя шотландский пастор Джеймс Андерсон составил свод правил, обязывающих членов нового движения. Новая конституция, содержащие шесть основных принципов масонского движения («Старые обвинения» ili zakon) по сей день, являются основным документом мирового масонства независимо от послушания или направления, в некоторых случаях – как мы будем упоминать – дополняются. Уже тогда появился еще один элемент традиции: легенда о Хираме Абифе, главном строителе храма Соломона, который был убит тремя нетерпеливыми студентами, безуспешно пытаясь заставить своего начальника раскрыть секреты и овладеть лозунгами. Инструменты преступления: наугольник, циркуль и молот стали одним из главных символов масонства, а акация, посаженная на могилу Хирама – символическое дерево масонства.
Ось идеологии обычных масонов, то есть тех, кто тщательно и буквально следует положениям Конституции Андерсона – это вера в Великого Строителя (Строителя) Вселенной. Под этим термином обычно понимают Творца независимо от того, называют ли его Богом, Аллахом, Буддой и т. д. Все религии равны, они разделяют один и тот же причинный дух. Однако, чтобы почтить память о личности и состоянии Андерсона, в обычных ложах во время работы над так называемым алтарьём – это Библия, открытая Евангелию св. Йоана. Этот акцент является одним из главных споров между масонством и представителями великих мировых религий, для которых равенство конфессий недопустимо – для них только их вера всегда единственно верна. Мы еще вернемся к этим вопросам. Основная задача движения – улучшать людей, облегчать конфликты, узнавать о себе, учиться понимать других. Каждый человеческий разум подобен „грубому камню”, который должен быть сформирован, работая над собой, самосовершенствование, встреча и влияние на других людей. Масонство даже погружено в символику предмета, слова и жеста, что может показаться странным и архаичным для посторонних, но после более глубокого понимания оно приобретает определенный смысл. А пока давайте кратко рассмотрим историю масонства.
Как уже упоминалось, Великая Ложа Англии была основана в 1717 году. Вскоре подобные организации были созданы в Париже, Мадриде, Флоренции, Гамбурге и Америке, в Филадельфии, а затем также в Польше, России и Австрии. Универсализм этого движения, полностью соответствующий тогдашним модным идеям Просвещения означалo, что масонство быстро охватило все образованные общественные круги Европы того времени. Несмотря на религиозные акценты (требуется вера в Великого строителя мира), масонство содержало глубокие гуманистические акценты, подчеркивая силу человеческого разума и веру в его самосовершенствование. Это было прекрасное время для продвижения идеи братства всех людей, всеобщего согласия и равенства и, прежде всего, свободы – как личной, так и политической – так жестоко злоупотребляющей в феодальном обществе. Последующие ложи разных сортов росли как грибы после дождя, особенно беспокоящие правителей и епископов. Потому что на их глазах предыдущий порядок разваливался, основываясь на неизменной системе взаимного подчинения «навсегда». Человек, который самостоятельно мыслил, индивидуально ища истину, основываясь на опыте своего разума, больше не мог руководствоваться только приказами и запретами. Необходимо было объяснять, разяснять – и это часто выходило за пределы интеллектуальных способностей людей, основывающих свою власть на догмах.
Масонская идеология была в основе формирования системы Соединенных Штатов (главным масоном в новой стране был первый президент Джордж Вашингтон); идея нового французского государства после революции 1789 года и, наконец, сыграла огромную роль в формировании Конституции 3 мая в Польше. Масоны принадлежали к группе ведущих создателей гражданского общества, основанной на светских допущениях, на правах, переданных жителями государства, а не теми, кто руководил ими. Некоторое время было даже неуместно находиться за пределами ложи, если бы мы хотели получить мнение просвещенного человека, который следовал духу прогресса. Масонство сыграло значительную роль в строительстве пост-наполеоновской Европы, которая, несмотря на положения Венского конгресса (1815 г.), уже не могла быть навязана порядку дофранцузской революции. Затем появились социальные и экономические факторы, которые возродили антифеодальные круги и привели к новой волне восстания в 1830-х и 1848-х годах. Карбонары, основаясь на масонской идеологии, сыграли в них значительную роль. В общем, однако, неуместно сочетать масонство и революции, братья в фартуках были среди жертв обеих сторон данного конфликта. Интерпретация оценки будет идеями, направляющими движение.
Когда под влиянием либерально-демократических идеологических течений Великий Восток Франции в 1877 году изменил свою конституцию, изменив масонские требования относительно веры в Бога и присутствия Библии на алтаре, тогда Американская Великая Ложа, вслед за Великой Объединенной Ложей Англии, отозвала свое признание. В этой ситуации идеологическая напряженность начала играть свою роль, и потребность в братстве и терпимости была в значительной степени подавлена спорами о масонской доктрине и вопросом Великого Архитектора Вселенной. В большинстве случаев Великая Aмериканская Ложа решила пересмотреть ситуацию французского масонства и рассмотреть вопрос о восстановлении отношений с ними. Прежде всего, «доктринальные» аспекты были подвергнуты «анализу», включая реформу конституции 1877 г. Интересно, что для многих либеральные действия ВВФ/GOdF не оказались достаточно противоречащими масонскому духу, чтобы отвергнуть эту одержимость.
Во время Первой мировой войны потребность в укреплении связей между людьми возросла, и большая часть американских братьев решила восстановить цепь братства с французским масонством. Либеральный Великий Восток Франции (до 1930-х годов) и либерально-традиционалная Великая Ложа Франции (до 1960-х годов) были признаны немалой частью американского масонства, и в некоторых случаях взаимные посещения лож были разрешены. Таким образом, можно предположить, что с 1877 года произошло разделение на два основных масонских течения: англосаксонское масонство (консервативное, инициирующее только мужчин и требующее от своих членов декларации веры в Высшее Существо) и романское масонство (либеральное, инициирующее в своих рядах как женщин, так и мужчины, оставляя вопросы веры на индивидуальной совести). Девиз англосаксонского масонства: ВЕРА - ФИЛАНТРОПИЯ - НАДЕЖДА и либеральное масонство: СВОБОДА - РАВЕНСТВО - БРАТСТВО.
Масонство либеральной тенденции также более твердо указывает на свободное развитие мысли и необходимость отделения церкви от государства. Конституция Андерсона применяется там с добавленным протоколом, объясняющим разницу в отношении к личности Великого Cтроителя Мира. Либеральное масонство со временем захватило политическую инициативу во Франции, привело к отделению церкви от тамошнего государства и секуляризации образования. Позже масоны оказали влияние на мирную конференцию в Версале в 1919 году и создание Лиги Наций.