Господа, ответьте на вопрос : баптисты, пятидесятники, адвентисты и харизматы это протестанты?
По упрощенной бытовой классификации их принято считать "протестантами". Но это не мэйнстримовый протестантизм. Мэйнстримовый протестантизм — это "кальвинизм" в виде всяких "реформатских", "епископальных" и пр. церквей и лютеранство.
Было сделано заявление, что спор о крещении -- основной между православными и "протестантами" и что именно по этому вопросу православные и протестанты не могут договориться. Это не так: в "реформации первой волны" (которая, собственно, тот самый "протестантизм" и есть) детей, как раз, крестят.
Анабаптизм же возник как движение за реформирование уже лютеранства, баптисты эволюционно развились из анабаптизма, адвентизм вырос из движения "миллеритов", которые возникли в контексте реформирования уже баптизма (я вывешивал цитаты про Миллера на форуме ОВЛР).
Харизматы возникли в контексте реформы пятидесятничества, а истоки самого пятидесятничества -- в методизме и единственническом баптизме (если интересно, про линию от баптистов-единственников специально поясню).
Джон Янг (Teach yourself Christianity) выделяет баптистов , пятидесятников, харизматов и т.д. в отдельную группу. Это те самые, кого в англо-саксонском мире принято называть evangelicals.
В России они себя предпочитают называть "евангельскими христианами" или "живущими по библии просто христианами", полагая саму классификацию себя в качестве "протестантов" не вполне корректной.
"Извне" они, конечно, "одним миром мазаны" и можно валить в одну кучу всех. Но это принципиально неверно. Т.е., на бытовом уровне такое упрощение позволительно, но не для претендующего на звание ученого и эксперта в области. Да еще когда отдельное положение учения евангеликов выдаётся за принципиальную позицию всего протестантизма вообще.
Разногласие по вопросу о крещении детей между баптистами и лютеранами, кстати, принципиальное: настолько, что Лютер призывал "стрелять анабаптистов как бешеных собак", отказывая им в праве на суд и вообще хоть сколько-нибудь человеческое отношение. Сейчас, конечно, "страсти улеглись", но "осадочек остался". У лютеран и "кальвинистов" написаны тома апологий в пользу крещения детей и у них спор с анабаптистами и их преемниками по этому вопросу был настолько же непримиримым, как между католиками и православными по теме опресноков и filioque.
Кстати, адвентисты седьмого дня дополнительно считают, что Лютер получил начертание Зверя, так как защищал празднование воскресенья как дня отдыха, а не субботы: у адвентистов считается, что события Апокалипсиса происходят уже сейчас, а начертание Зверя 666 -- это празднование первого дня, языческого Дня Солнца, вместо субботы.
"Олдскульный" адвентизм еще доктрину Троицы отрицал. Полностью "тринитарными" АСД стали только после 1974 года после исключения остатков фракций антитринитариев.
Одна из причин, по которой некорректно относить лютеран и харизматов к одному и тому же таксону -- простите, "генетическая": анабаптизм хоть и противостоял лютеранству, но не вырос из него. Это "независимая" ветвь. Ну я не знаю, смотрите хотя бы историю Крестьянской Войны в Германии 1524-1526 гг., что ли.
Ветки и "сословно", и "доктринально" и вообще как угодно -- разные.