Зодческая работа бр. Льва Волкова Д:.Л:. "Астрея" №6032 ВВФ, январь 6012 г.
Займите места, любезные братья!
Подобно тому, как в малой капле воды отражается существование Мирового Океана, а в душе человека присутствует Бог (Великий Архитектор), так и в каждой фразе масонского ритуала сокрыт Дух всего Великого братства. В ритуале ложи нет случайных фраз — стоит изъять из него одно предложение, слово или даже букву, и он утратит что-то очень важное, станет беднее и ущербнее. Точно так же невосполнимую потерю понесет Братство, лишившись одного из своих членов – брата вольного каменщика, который избрал Свет и Свободу, отказавшись от власти Невежества и Тьмы…
Всё это в полной мере относится и к словам Досточтимого Мастера, который в начале каждой масонской работы и после первого удара молотка произносит фразу: «Займите места, Любезные Братья!» В чем состоит смысл этой фразы? На этот вопрос отвечают снова и снова в меру своего понимания подмастерья и мастера масонского Ордена. Казалось бы, эта тема должна быть давным-давно исчерпана и оставлена, если к ней столь часто обращаются умы самых разных братьев, причем даже тех, кто имеет наибольший стаж масонства, кто долгие годы занимал офицерские должности, был Досточтимым и Великим Мастером, снискал всеобщее уважение в масонстве за свою приверженность высоким идеалам и принципам подлинного братства.
Однако осмелюсь высказать мысль о том, что каждый брат способен сказать относительно этой фразы нечто такое, что может заслуживать внимания и обсуждения не только потому, что каждый человек сам по себе уникален и драгоценен, но и потому, что такая основополагающая вещь, как ритуал, должна постоянно осмысляться братьями, быть живой темой для размышлений об истинных ценностях Ордена, заключающихся в поиске Духа в Букве и торжестве первого над последней. Это тем более нужно, поскольку взгляд и голос каждого брата неповторимы, ибо все мы имеем глаза, но все смотрим на мир по-разному, все умеем говорить, но говорим о разном, даже когда употребляем одни и те же слова. Не побоюсь также высказать и такую мысль: зачастую наибольшую ценность имеет не то, ЧТО мы говорим, а то, что мы ГОВОРИМ, если под разговором разуметь именно братское общение, где говорящий и слушающий время от времени меняются местами, взаимообогащаясь друг от друга и создавая единую братскую цепь, спаянную любовью.
Наш любезный брат Петр К. совсем недавно блестяще раскрыл смысл этой фразы в своей зодческой работе. В том числе он сказал и о том, что: «…простым приглашением “займите места” Досточтимый Мастер превращает собравшихся лиц, пришедших из мира профанов, сперва в собрание директоров, потом в судебное заседание и в конце – в участие в органе посвящения. Это не только значит по-светски “Присаживайтесь, пожалуйста”. Это приглашение каждому принять ответственность в том, что происходит, и одновременно стать решающим лицом, судьёй и исполнителем. И с того момента, что каждый из нас перешел порог храма, никто от этой ответственности уйти не может».
Главное, на что указывает брат Петр К., – это сложность и глубина любого слова и любой фразы, которые имеют несколько уровней понимания, сознаваемых ровно настолько, насколько сложна личность внимающего и глубока мера его участия в происходящем. Слово, обращенное к нам извне, – на самом деле есть и внутренний призыв, ибо Досточтимый Мастер – не Вождь и не Начальник в профанском смысле, но первый среди равных, то есть, прежде всего, такой же брат, как и те, к кому он обращается. Фраза «Займите места, Любезные Братья!» — звучит не только в стенах внешнего масонского храма, но и в Храме более сокровенном и таинственном – в душе каждого из братьев. Это не приказ начальника к подчиненным и не совет постороннего. Напротив, обращаясь к братьям с призывом каждому занять свое место в Храме, Досточтимый Мастер не отделяет себя от них, но призывает к порядку, осуществляемому через свободу (каждый должен сам занять свое место), равенство (свое место должны занять все без исключения) и братство (ибо все присутствующие в Храме суть братья).
Фостер Бейли в книге «Дух масонства» писал следующее: «Проходя через дверь Храма и занимая в нем свое место, масон обязан помнить, что он простой масон и что все в Храме для него лишь собратья-масоны, ремесленники, задействованные в Едином делании, занятые, как и он, строительством Храма Господа. Личные приязни и неприязни должны отпасть. Эгоистическим целям и духу обособления не должно быть места в его служении. Строительство Храма – единственная неизменная задача, а все прочее подчинено этой цели».
Нельзя приступить к какому бы то ни было общему делу до тех пор, пока каждый из его участников не займет свое место. В масонской ложе работают над возведением Храма Истины все братья без исключения, и каждый брат при этом добровольно выполняет свою функцию со всем усердием и ответственностью, не завидуя положению одного и не презирая положение другого. Страшно подумать, что может начаться, когда учитель возжелает отнять скальпель у врача, врач позарится на кисть художника, художник возмечтает о мече предводителя армии, а полководец посягнет на жезл жреца. То, что кажется нелепостью и приводит к хаосу в профанском мире, еще более нелепо и губительно в мире масонства, провозглашающего равенство в правах и уважении к личности, но не одинаковость занятий каждого из братьев.
Внутри масонства существует только одна подлинная иерархия, но и она подчинена принципам постепенного духовного становления брата, который набирается опыта в совершенствовании своей души, облагораживании мира вокруг себя и в постижении Света Истины. Это иерархия трех градусов или степеней: ученика, подмастерья и мастера. Ни один масон не может стать мастером, не пройдя прежде путь ученика и подмастерья и не занимая должное время отведенное им место в Храме. Это время необходимо для того, чтобы обработать свой Камень до необходимого состояния. Ведь как пишет в своей книге «Крест Гермеса» наш брат Владимир Ш.: «- Необработанный Камень страшен – но еще страшней – когда этим Камнем Непосвященные заполняют Пространство Вселенной – Страшна каменная Вселенная без единого просвета и движения на Пути к богу Невозможного — Задача Мастера – выстроить из этого – но уже обработанного Камня великий Храм – наполнив его Воздухом Свободы – Задача Мастера создать чистый Объем – оградив его неприступной Стеной – однако – оставив вечно открытые Ворота для Равенства и Братства – зачем мне Камни – если из них нельзя вывести Строение – зачем мне Рим – если в Риме нет Любви».
В последних словах процитированного фрагмента скрыта подсказка о присутствии одного явления в другом: Рим (Roma) уже содержит в себе любовь (Amor) – нужно лишь прочесть слово наоборот, увидеть одно в другом, как опытные масоны начинают видеть в профане возможного брата, в ученике – подмастерье, а в подмастерье — мастера. Действия, осуществляемые в нашей физической действительности, – это не более чем фиксация того, что уже произошло в мире более тонком и гораздо более совершенном. Переход явления в новое качество или на новое место в бытии — можно оценить лишь со стороны, но не будучи при этом совсем ему посторонним.
Речь идет о бескорыстном вовлечении в процесс, с которым образуется неслиянная и нераздельная связь. Для этого есть лишь один действенный метод, который работает в любых условиях и при любых обстоятельствах. Этот метод – мудрая любовь, которая движет всеми земными и небесными процессами, связывает несоединимое, примиряет противопоставляемое и дает ключ к самому сокровенному знанию Вселенной. Владимир Даль определяет слово «любезный» как «любви достойный», то есть, фраза «Займите места, Любезные Братья!» — это, конечно, в первую очередь, призыв «возлюбить своего ближнего», то есть всякого брата, который воистину достоин любви уже потому, что он брат, а братолюбие – первейшее условие для масона, вступившего в братство. Это призыв сперва увидеть духовным зрением и затем занять свое настоящее место в Храме Деятельной братской Любви. Такая любовь побеждает смерть и разлуку, наделяя масона божественной силой мысли и быстротой чувства. Достаточно вспомнить слова псалмопевца Давида, отца царя Соломона, воздвигнувшего Храм, — когда тот пел плачевную песнь о погибших Сауле и Ионафане: «Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были» (2 Цар. 1:23).
Обращаясь к собравшимся – «Займите места, Любезные Братья!», — Досточтимый Мастер произносит и нечто вроде магического заклинания, раскрывающего в сознании каждого канал для миросозидающей Любви, которая должна осветить Храм. Это напоминание о высоком достоинстве и большой ответственности каждого брата и, вместе с тем, призыв к конкретному действию. Ибо, занимая свое место, масон тем самым кладет свой камень (самого себя) в здание каждый раз заново воздвигаемого Храма, который существует ровно столько, сколько каждый из образующих его камней находится на своем месте.
Dixi
Займите места, любезные братья! Зодческая работа бр. Льва Волкова
Автор
Lupusleo
, 26 ноя 2013 14:38
В этой теме нет ответов
#1
Отправлено 26 ноября 2013 - 14:38
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных