Человек и моральные принципы. (Свободный и добрых нравов.)
Моральные принципы человека, в своем большинстве основываются на философии веры человека. Они исходят из рамок конкретных философско-религиозных законов, реализующих эти принципы. Находятся во взаимосвязи этих законов в единую комплексную систему, охватывающую все стороны жизни человека.
Сущность же самой философии веры в понимании того, что человек имеет власть только в пределах возможностей. Он не властен над природой. Над временем. Над пространством. Над вселенной. Над жизнью и смертью. Над содеянным. Даже над собственным телом.
Но он властен над своим духом.
Над своей волей. Над своими чувствами и эмоциями. Над своими мыслями и желаниями. Властен в принятии решений и их исполнении. Властен в ответственности за замышленное и содеянное. Эта и есть та самая свобода личности и та составляющая, которой в обязательности должен обладать, каждый постучавшийся в наше братство. Только свободой личности может быть реализовано духовное подобие между человеком и его Создателем.
Можно ли раскрыть, что есть «добрых нравов» ? Очевидно это не так просто, потому, что понимания этого лежит в рамках моральных принципов каждого. Вряд ли можно создать новый декалог по этому поводу, но наша свобода духа дает нам возможность поразмышлять над этим.
Без свободы выбора не возникает личная ответственность. И нет оснований для сравнения права и ответственности. И –для Высшего Суда. И - Воздаяния мерой за меру. И –проявления Милосердия.
В этом основное отличие человека от животного и отличие живого человека от мертвого.
Сила человека заключена в его противоречиях. В постоянных конфликтах между желаниями и возможностями. В праве принятия и реализации решения. В способности выбора способов исполнения принятого решения. В необходимости оценки последующих результатов. В осознанной потребности регулирования и балансирования. В праве корректировки своих потребностей на основе осознанной оценки возможностей. В приоритете духа над телом.
Сила и слабость человека определяются его духовным уровнем. Они прямо зависят от степени духовности личности. От ее одухотворенности. В человеческой личности ее духовное содержание и развитие – первичны. Все действия человека – вторичны. Поэтому человек несет личную ответственность за свои действия. Перед другими людьми. Перед обществом. Перед природой. Перед Б-гом.
По отношению к человеческому обществу личность обладает приоритетом. Человек главнее общества ибо общество находится в зависимости от того, как в нем реализуются возможности , права и потребности личности.
Человек может иметь мнение , не совпадающее с мнением общества. Это не означает, что общественное мнение верно, и что общество может и имеет право принудить личность принять мнение большинства. Большинство это совокупность многих меньшинств. А каждое меньшинство состоит из отдельных личностей. Каждая личность имеет собственное понимание частного.
Человек духовно свободен. Свобода духа определяется правом выбора. Человек имеет право выбирать себе идею. Верить в нее. Защищать ее перед другими идеями. Человек имеет право искать и сомневаться. Утверждаться в своей правоте или ошибке. Корректировать идею на основе достижения новых духовных высот и судить себя за слабость духа.
Духовная свобода есть основа жизни личности.
Находясь в сообществе личностей, каждая из которых имеет собственную духовную свободу, совершенно не означает, что каждый вправе поступать в соответствии со своими духовными идеалами, подавляя для этого духовную и физическую свободу других личностей, думающих по иному.
Духовная сила личности во многом определяется ее умением уважать духовную свободу и мнение других.
Духовность человека выделяет его из природной среды. Возвышает над другими созданиями, лишенными права на духовную жизнь. Но это не означает, что человек стоит выше природы. Он – ее часть. Причем не лучшая ее часть. Человек по сути потребитель. Он практически ничего не приносит в природу (даже на корм мало кому годится, разве, что могильным червям). Он зачастую несет насилие ради собственных интересов. Стремиться использовать свою силу в своей природной и экономической нише. Пахарь и тот насилует землю.
Уровень духовности человека и его духовной свободы определяется и пониманием необходимости подавления собственной жестокости по отношению к природе и к другому человеку, как к части природы.
Духовная сущность личности определяется способностью выбора между добром и злом. Между внутренней злобой присущей человеку и составляющей часть его духовной сущности, и тем, что на основе личной идеи может быть названо добром. Постоянная борьба между злом и добром – вечный удел человека и его духовная обязанность.
При написании этой, несколько сумбурной работы, я опирался на единственный принцип: - Сначала улучши себя, потом улучшай других ! Изложив в ней свои «мысли в разброс» я делаю вывод, что для своего собственного улучшения я сделал еще слишком мало.