Перейти к содержимому


Фотография

Иван Владимирович Лопухин (1756 - 1816)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Lupusleo

Lupusleo

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 698 сообщений

Отправлено 13 февраля 2014 - 12:57

Иван Владимирович Лопухин (1756 - 1816) — русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.

 

Орловский масон Иван Лопухин

http://www.vestnik57...on-ivan-lopuhin

 

При чтении в Государственном архиве Орловской области подшивок губернской газеты «Орловский вестник» натолкнулся я на большой материал под названием «Благотворители». Публиковался он несколько номеров подряд, с 27 января по 17 февраля 1882 года, и подписан был псевдонимом «Старожил». Кто скрывался под этой маской – выяснить мне пока не удалось. Но писавший был явно неравнодушен к истории Орла и его замечательным людям. Несколько страниц своего живописного повествования он посвятил орловским масонам.

 

13_ivan-vladimirovich-lopuhin-1756-1816.

 

Вольные каменщики Орла и их тайные собрания

 

Прежде чем говорить о них, приведу короткие справочные данные: «Масонство – движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации, берущей свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI – начале XVII века, предположительно корпоративных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maсon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия – «вольный каменщик». Масонство административно организовано в независимые великие ложи.

 

Основной версией возникновения масонства считается происхождение от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или – в других версиях – от ордена розенкрейцеров...».

 

Начало активного распространения масонства в России относится к 80-ым годам XVIII века. И вот что писал об этом в «Орловском вестнике» Старожил: «В то время в Орле уже существовала масонская ложа в духе московских мартинистов, под председательством вице-губернатора Захара Яковлевича Карнеева (он занимал эту должность с 1785-го по 1796 год. – Прим. А.П.). В ней были членами: губернатор Неплюев, статский советник Свербеев, члены губернских палат Нелединский и Ржевский, асессоры – Милонов и Карнеев-младший. Кроме того, много других знатных лиц. Где собиралась ложа, достоверных сведений не сохранилось; однако есть предание, что собрания происходили близ Никитской церкви, в так называемой мацневской усадьбе, где теперь духовное училище. Там будто бы при перестройке дома для учебного заведения находили подземные павильоны и ходы в другой дом, бывший на два квартала левее, тоже с громадным садом.

 

Едва ли есть основания допустить там собрание ложи. Во-первых, подземные ходы и павильоны не есть необходимая принадлежность масонских лож: это, скорее, напоминает хлыстовщину… Масоны не имели необходимости прятаться.

 

Не больше заслуживает доверия и другое предание – о собрании лож близ теперешней военной гимназии, где будто бы был дом члена ложи Свербеева. Правда, улица, ведущая от театра к Троицкому кладбищу, называется Свербеевским переулком (неизвестно, по отношению к какой улице этот переулок!), но, по всей вероятности, это название усвоено гораздо позже, когда в Орле уже не существовали ложи, а может, была усадьба Свербеева, более видная и известная, нежели другие...»

 

«Делать удовольствие людям...»

 

Старожил, перечисляя фамилии орловских масонов, не назвал еще одно имя, гораздо более известное в общероссийском масштабе, – Ивана Владимировича Лопухина, философа, публициста, мемуариста, издателя, действительного тайного советника и сенатора.

 

В «Записках из некоторых обстоятельств жизни и службы...» Ивана Лопухина, опубликованных в 1860 году в Лондоне, он писал, что родился 24 февраля 1756 года. Случилось это знаменательное событие в селе Ретяжи (Воскресенское) Кромского уезда, в имении его отца, генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина.

 

Владимир Иванович, проживший долгую жизнь (94 года), приобрел село Ретяжи в царствование императрицы Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов, доставшихся в приданое его жене Евдокии Ильиничне Исаевой. Детство свое Иван Лопухин провел частью в Ретяжах, частью в Киеве, где Владимир Иванович был губернатором.

 

И хоть учили генеральского сына не самые лучшие учителя, да и здоровьем он всю жизнь был некрепок, но благодаря самообразованию и нравственным наставлениям родителей получился из Ивана Лопухина человек, редкий в дворянской среде. «Делать удовольствие людям всегда было его страстью»; «будучи еще ребенком, – писал он в мемуарах, – я нарочно проигрывал мальчику, служившему при мне, деньги, какие у меня случались, и любовался его о том радостью». «Расположение к милостыне» он считал не добродетелью своей, а «природной склонностью, как в иных бывает к разным охотам». «Природной склонностью» была в нем и любовь к справедливости.

 

Начав свою карьеру с военной службы, он ушел в отставку в 1782 году в полковничьем чине. Переход к гражданской службе был связан в значительной степени с начавшимся его отходом от «вольтерьянства» и увлечением масонскими идеями.

 

«Блистающая звезда» Ивана Лопухина

 

С конца 1782 года Лопухин стал старшим советником, а затем председателем Московской уголовной палаты, где всячески стремился облегчить участь обвиняемых. Вступив в связи с этим в конфликт с московским главнокомандующим Я.А. Брюсом, в мае 1785 года вышел в отставку в чине статского советника. С начала 1780-х годов Лопухин сблизился с Н.И. Новиковым, а в 1782 году вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус.

 

В 1783 году Иван Владимирович основал свою типографию, в которой печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический». 31 мая 1784 года под управлением Лопухина открылась масонская ложа «Блистающей звезды». Иван Владимирович часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с масонами Н.И. Новиковым, И.П. Тургеневым и другими много занимался филантропической деятельностью.

 

Активная деятельность масонов вызвала неудовольствие императрицы Екатерины II. Последовали ограничения в выпуске масонской литературы, потом дело дошло до разгрома их типографий и, наконец, завершилось арестом Н.И. Новикова и заключением его в крепость. Другие масоны, в том числе и Иван Лопухин, почти не пострадали, но были вынуждены объясняться и просить прощения у императрицы.

 

Последние годы тайного советника

 

При Павле I Лопухин становится тайным советником и сенатором московского департамента, решительно выступая против чрезмерно суровых приговоров по уголовным делам, например, в отношении раскольников и духоборов.

 

Последние годы жизни, с декабря 1812-го по лето 1816 года, Иван Владимирович провел в родовом имении Ретяжи Кромского уезда, в котором имелся двухэтажный деревянный помещичий дом с усадьбой вокруг него. Почти сотня дворовых людей и около 900 крепостных крестьян принадлежали здесь Лопухину.

«Тайный советник и многих орденов кавалер», проведя в Ретяжах три с половиной года, постоянно болел, активно лечился (в том числе исконно русским средством – жаркой баней с нырянием в снег), заботился о племяннике, писал письма, принимал гостей, часто посещал Воскресенский храм и внимательно следил за тем, как русская армия в Европе добивала Наполеона, отзываясь на эти события очень экзотически.

 

Вот что Лопухин писал в одном из писем: «Здесь у нас на берегу пруда по сторонам деревни кладутся два больших камня диких. Один на месте отдыха, в виде кресел, с надписью: «19 марта 1814 года взят Париж»; а другой, совсем необделанный и как бы на могиле положен, с надписью: «И память вражия погибе с шумом». Дорожка от них ведет к довольно огромному для деревни, из нескольких больших гранитных же камней, стоящему монументу с надписью: «Благочестию Александра І и славе доблестей русских в 1812 году». Это был фактически первый памятник победы России над Наполеоном.

 

Умер Иван Владимирович Лопухин 22 июня 1816 года, едва перейдя 60-летний рубеж. Похоронили сенатора рядом с Воскресенской церковью села Ретяжи, построенной его отцом-генералом.

P.S. О тайнах семейной жизни известного масона, о его жене и наследнике – в следующем очерке.

 

Александр Полынкин

 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных