Перейти к содержимому


Фотография

Музыкальные заметки


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Max MT

Max MT

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 879 сообщений
  • ГородΛευκωσία

Отправлено 10 марта 2018 - 02:20


Bronislav Wellek (1872-1959, г. Прага). Родился в семье магистратского чиновника Йосефа Веллека и его жены Барборы. Получил финансовое образование в Праге и сначала работал в финансовых учреждениях. Был чешко-немецко-австрийским музыкальным публицистом и популяризатором творчества Бедржиха Сметаны, статьи о котором публиковал в Oesterreichisch-ungarische Revue в 1894/1895 г. Также известен как переводчик текстов "Вечерних песен" и "Цыганских мелодий". Отец известного музыкального публициста и писателя Альберта Веллека (1904–1972). 
 
Бронислав Веллек был членом ложи на Востоке Праги и публиковался в журнале Svobodný zednář ("Вольный Каменщик"). 
 
Вот список его публикаций:
 
Friedrich Smetana’s Leben und Wirken. Mit einem Anhang von Correspondenzen Smetana‘s an Liszt (Oesterreichisch-ungarische Revue. Monatsschrift für die gesammten Kulturinteressen Österreich-Ungarns 17, 1894–1895, č. 1–6; отдельное издание: Praha 1895, 21900);
 
Anleitung zur Bemessung der Erwerbsteuer nach dem II. Hauptstücke des Personalsteuerngesetzes / Návod k vyměřování daně výdělkové podle druhé hlavy zákona o přímých daních osobních ("Руководство по вычислению налога на прибыль в соответствии со второй главой закона о прямых персональных налогах") (Wien 1900, совместно с Alexander Kann);
 
Bedřich Smetana a vídeňská kritika ("Бедржих Сметана и Венская Критика") (Hudební revue ("Музыкальное обозрение") 2, 1909, s. 270–282, совместно с  Richard Stretti);
Friedrich Smetana. Zu seinem fünfundzwanzigsten Todestage (Wiener Abendpost, 11. 5. 1909);
Neues von Smetana (Der Merker 1, 1909–1910, s. 594–598; продолжение: Der Merker 1, 1910–1911, s. 159–162);
Otakar Hostinský (некролог, Wiener Abendpost, 4. 2. 1910);
Smetana (Der Merker 5, 1914, s. 599–610).
 
Полную статью о нем можно прочитать в Чешском музыкальном словаре, данные из которого мной тут, частично, приведены и переведены. 
 
Конечно, "не совсем музыкант", но значительный вклад в историю музыки, таки, внес. 
 
Вот его перевод на немецкий песни Антонина Дворжака Široké rukávy a široké gatě (In dem weiten breiten, luft'gen Leinenkleide) ("Широкие рукава и широкие штанины", оригинальный текст — Адольф Гейдук) из сборника "Цыганские мелодии". 
 
Široké rukávy a široké gatě
Volnější cigánu nežli dolman v zlatě.
Dolman a to zlato bujná prsa svírá;
Pod ním volná píseň násilně umírá.
A kdo raduješ se, tvá kdy píseň v květě,
Přej si, aby zašlo zlato v celém světě!
 
In dem weiten, breiten, luft'gen Leinenkleide
Freier der Zigeuner als in Gold und Seide!
Ja! der gold'ne Dolman schnürt die Brust zu enge,
Hemmt des freien Liedes wanderfrohe Klänge.
Wer beim Schwung der Lieder wahre Lust empfindet,
Wünscht, daß alles Gold jetzt aus der Welt verschwindet!
 

 

Bedřich (Friedrich) Smetana (1824-1884) . Бедржих Сметана. Основоположник чешской национальной композиторской школы.  
 
Оговорюсь сразу: мне не удалось найти достоверных документальный сведений о масонстве Бедржиха Сметаны. Есть лишь косвенные факты, указывающие на его связь с Братством, но достоверных документов мне найти не удалось. 
 
Известно, что значительный вклад в популяризацию Бедржиха Сметаны внес Бронислав Веллек, масон. 
 
Сметана был очень ветреным студентом и сменил несколько гимназий в Праге, но получить диплом ему удалось только в городе Пльзень. 
 
В возрасте около трицдати лет, Бедрджих Сметана решил отправиться за лучшей жизнью в Гётеборг (Швеция) , где, на тот момент, уже проживал скрипач Йосеф Чапек. Вместе с виолончелистом Августином Мейсснером они сформировали трио и в составе трио давали выступления в масонском храме в Гётеборге. Краткое упоминание об этом факте можно встретить в разделе 4.8 на стр. 47 дипломной работы Катержины Роутковой (Кафедра Истории Христианского Искусства Католического Богословского Факультета Карлова Университета в Праге). Более развернутое описание событий даёт пражский музыковедческий журнал "Далибор" № XXVIII за 1906 г.
 
Отступление: в журнале, кстати, упоминается о принадлежности к масонству современника  Моцарта — Франтишка Фаустина Прохазки , который имел блестящее музыкальное и хоровое образование и неплохо музицировал и пел в церковном хоре, но прославился, прежде всего, как педагог, просветитель и переводчик Библии на чешский язык. 
 
Так вот, вернемся к Бедржиху Сметане. В том же самом журнале "Далибор" на стр. 207 в материале профессора Крауса приводятся сведения о выступлении Сметаны, Чапека и Мейсснера:
 
В 1857 году Сметана вместе с Я. Чапеком (скрипачом) и виртуозом Авг. Мейсснером (виолончелистом) начал давать камерные концерты по абонементам в составе трио; дилетант Пинеус играл с ними, когда требовался четвертый исполнитель для квартета. За сезон они дали четыре таких вечерних концерта (soirée). Эти вечера камерной музыки были приняты публикой с воодушевлением. Гётеборгский журнал Handels-och-Sjöfarts-Tinding (Гетеборгские новости экономики и мореплавания — далее HST) в заметке за февраль 1957 год пишет: 
 
"Смелое предприятие господ Сметаны и Чапека об устроении публичных музыкальных мероприятий, программа которых состоит, исключительно, из "классической камерной музыки", увенчалось успехом, возвеличевшим музыкальный дух Гётеборга. Два вечерних концерта, до сих пор проводившихся в помещении масонов, собрали столько слушателей, сколько удобный красивый зал вместил, а общественность своими особенно живыми апплодисментами проявила как свой интерес к музыке как таковой, так и свою искренюю благодарность за старание и талант всех выступающих.
 
На странице 244 приводится интервью Йосефа Чапека в записи профессора Крауса. Вот как Йосеф Чапек описывал концерты с Бедржихом Сметаной:
 
— Вы играли вместе?
 
— Да, мы давали концерты в масонской ложе, где всегда было полно народу. Мы играли в трио: Сметана, Августин Мейсснер и я. А если нужно было собрать квартет, к нам присоединялся Пинеус. Сметана тогда был энтузиастом Вагнера, тогда как Моцартом пренебрегал. Но однажды, когда он играл Квинтет соль-минор Моцарта, то воскликнул: "Eine Offenbarung!" ("Откровение!") Это было поворотом в его музыкальной жизни и с той поры эта мелодия приобрела для него особое значение.
 
Чтобы не быть голословным, привожу запись квинтета соль-минор (K516) Моцарта:
 
 
Сам Бедржих Сметана известен не только как гениальный исполнитель (о чем дальше рассказывает Йосеф Чапек в своём интервью), но и как композитор и родоначальник чешской национальной композиторской школы. 
 
В 1866 году Сметана сочиняет знаменитую оперу "Проданная невеста" на либретто Карела Сабины. Вторая редакция оперы (1870 г.) ставилась в Вене, Лондоне и Нью-Йорке и, почти, полвека была единственной чешской оперой в мировом репертуаре. 
 
 
После успеха комической оперы, он сочинил несколько опер — в частности "Далибор" (1867), "Либуше" (1872) и др. Опера "Либуше" посвящена мифической княгине Либуше, основательнице Праги, и написана в честь коронации Франца-Иосифа I. Тогда же Бедржих Сметана задумался о национально-патриотических мотивах в своем творчестве. 
 
В 1874-1879 гг. он сочиняет цикл из шести симфонических поэм Μá vlast (Моя Родина), посвященных моментам и легендам чешской национальной истории. Сам жанр симфонической поэмы  Бедржих Сметана позаимствовал у Ференца Листа (кстати, масона). 
 
Вот старая запись концерта 1991 года (выступление Чешского филармонического оркестра в Токио):
 
 
 
Вот запись концерта 2015:
 
 
Итак, прямых документальных доказательств масонства Бедржиха Сметаны у нас нет. Есть только косвенные признаки:
 
1. Выступление Сметаны, Чапека, Мейсснера и Пинеуса в масонском храме. 
2. Полученное во время репетиций в этом храме Сметаной "откровение" при исполнении Моцарта. 
3. Жанровые заимствование Сметаны у масона Ференца Листа. 
4. Активная популяризация Бедржиха Сметаны масонским музыковедом Брониславом Веллеком. 
 
Даже если Сметана и не был масоном, то его можно смело отнести к той же группе близких масонству музыкантов, что и Эрика Сати, Клода Дебюсси, Карла Филиппа Эммануэля Баха, Иоганна Себастьяна Баха и им подобных. 

Сообщение отредактировал Max MT: 10 марта 2018 - 02:21

Всегда Ваш, Max MT

 


#2 Max MT

Max MT

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 879 сообщений
  • ГородΛευκωσία

Отправлено 14 марта 2018 - 12:32

Кстати, в 2010 году в масонской ложе Гётеборга состоялся юбилейный концерт, посвященный выступлению Сметаны, Чапека и Мейсснера.
 
Kammarmusiken har traditioner från 1800-talet i Pelarsalen, dåtidens förnämsta konsertsal i Göteborg. 1856 - 1861 framträdde här den 
nankunniga Smetanatrion, förutom Smetana  - klavér, deltog Czapék - violin samt Meissner - cello.
 
Т.е., данное событие подтверждается не только чешской музыковедческой периодикой, но и в официальном шведском масонском журнале Frimuraren (номер 3 за 2010 г., стр. 14).

Всегда Ваш, Max MT

 





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных