Информация и ссылки по теме:
В 1672 году в Муроме по царскому указу сожгли старообрядца старца Трофима, «который Троицы Сергиева монастыря крестьян учил к церкви божии не ходить и у священников не благославлятца и сам в церковь божию не ходил»
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 77, 83 (с ссылкой на РГАДА. Ф 210. Приказной стол. Д. 433. Л. 209-212, 231-232)
http://www.ljplus.ru...azhenie-011.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-004.jpg
В 1675 году 14 человек (7 мужчин и 7 женщин) по царскому указу были сожжены в Хлынове (Вятка) за то, что они «восточной апостольской церкви не повинуются». Изначально осужденных было в два раза больше, но «из тех раскольников с пытки чернец да 12 человек женского полу от церковного роскола престали и к церкви божии приходят», ещё два хлыновских старовера не выжержали пыток и умерли до казни.
Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 78-82 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 450. Л. 144-148 об.)
http://www.ljplus.ru...azhenie-025.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-015.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-016.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-020.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-024.jpg
1676-м годом датируется первое сожжение в Сибири. Сибирский летописный свод (официальная редакция свода, составленная в 1685-89 гг.) так описывает начало казней: «февраля в 19 день пришёл государской указ к боярину и воеводам к Петру Михайловичу Салтыкову с товарищи о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и бить, и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь. И февраля в 28 день сожжены в струбе поп Степан, да дьякон Феодот, да старец Никон». Таким образом, по указу Алексея Михайловича сожжению подлежали все нераскаявшиеся раскольники.
ПСРЛ. Т. 36. – С. 211
http://www.ljplus.ru...azhenie-017.jpg
О взятии Соловецкого монастыря в 1676 году воеводой Мещериновым.
Из донесения воеводы: «их, воров, рубили и вешали»
ААЭ. Т. IV. – СПб., 1836. – С. 292
http://www.ljplus.ru...azhenie-028.jpg
Двинской летописец: «чернцов и бельцов, многих казнил смертью и за ребра вешал»
ПСРЛ. Т. 33. – С. 220
http://www.ljplus.ru...azhenie-051.jpg
Челобитная Феоктиста: «перевешал, а многих чернцов, волоча за монастырь на губу, заморозил».
В начале лета 1676 года, когда в монастырь прибыл новый настоятель, Мещеринов подал ему роспись только о 14 уцелевших чернцах-сидельцах.
С. Денисов. История об отцах и страдальцах Соловецких. – М., 2002. – С. 212 (комментарий)
http://www.ljplus.ru...azhenie-052.jpg
Под 1683 годом о сожжении тобольскими властями нескольких раскольников, не пожелавших умирать во время Утяцкого самосожжения, сообщает сибирский летописный свод
ПСРЛ. Т. 36. – С. 219
http://www.ljplus.ru...azhenie-011.jpg
В 1683 году в Дмитрове сожжен старовер Яков Калачник
В. Румянцева. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 231 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 235)
http://www.ljplus.ru...azhenie-038.jpg
22 октября 1683 г. в Клину был сожжен староверческий учитель Варлаам, приговор ему вынесла боярская дума в Москве. Варлаам тоже не выдал ни одного единоверца, отражая вопросы следователей простым приемом – ссылаясь только на уже казненных. «Раскольников он Варлаам никого не знает. А которые де раскольники в Новгородском уезде были, и те де ныне четырнадцать человек в Великом Новгороде сожжены». «А купил он де те книги [изъятые при обыске] у новгородцев посадских людей у Васьки Рукавишникова да у Васьки же Андреева, которые ныне в Великом Новгороде за раскол сожжены». «Список [экземпляр «богомерзких писем многого злохуления на Святую апостольскую восточную Церковь и на святые божественные тайны»] отдал чернцу Илинарху, который сожжен на Луках Великих; а тетрадь в полдесть, в которой писаны непристойные лица, дал ему тот же чернец Илинарх». Ни одного имени живого старообрядца следователи от Варлаама не добились, заодно и для потомков сохранились некоторые имена сожженных.
В. Румянцева. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. – С. 237-238 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1947. Л. 3-29 об.)
http://www.ljplus.ru...obrazhenie1.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-041.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-042.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-046.jpg
В конце 1683 года в Пскове сожгли старовера Ивана Меркурьева
ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. – С. 15-18
http://www.ljplus.ru...azhenie-011.jpg
29 января 1684 года была сожжена Мавра Григорьева. «В роспросе она сказала в церковь де божию она молится не идёт и тремя первыми персти во образ святые Троицы отца и сына и святого Духа знамение честного креста на себе не полагает для того что де её отец духовной бывшеи протопоп Аввакум которои прежде служил на Москве у церкви Казанской богородицы и после де того он в ссылки в Пустозёрском остроге казнен и он де Аввакум еи Маврутке в церковь ходить и тремя персты знамения на честного креста на себя полагать не велел». «И она Маврутка пытана, а на пытке в три стряски двадцать пять ударов дано, а о пытке она говорила те ж свои прежние речи тремя де первыми персты во образ святые Троицы креститися и в церковь божию и к отцам духовным ходить исповедываться не будет, а про мужа своего Мартынка Васильева и про Проньку Левушникова сказала, что де она не ведает куда они из Колского острога в прошлом в 191-м году сошли». «Маврутку за её богохульные слова велел казнить смертью зжечь в струбе». Интересно, что та же Маврутка при жизни встречалась и с другим казненным староверческим священником: «Да после де его Аввакума была она на духу с мужем своим Мартынком у священника Полиекта которого в Боровски сожгли с четырнадцатью человеки».
Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654-1684 гг. - М., 1990. – С. 90, 91, 93, 95
http://www.ljplus.ru...azhenie-005.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-007.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-003.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-010.jpg
8 апреля 1684 года тюменский воевода Н. Колобов запросил начальство, что ему делать с арестованным раскольником. 6 октября 1684 года последовал ответ, который Колобов процитировал так: «а в отписке твоей [начальника Колобова], господине, написано: Велеть бы раскольщика Демку Степанова с письмом отослать на Тюмени в Преображенский монастырь к архимандриту Никифору; а как его Демку архимандрит Никифор ко мне [Колобову] в сьезжую избу пришлет к градскому суду, и того раскольщика Демку велеть у него принять с письмом же, и допросить по трикратному вопросу и буде он не покорится, и по указу великих государей и по грамотам, велеть его Демку сжечь и пепел развеять». Староверу посчастливилось умереть в тюрьме до получения ответа (видимо, тюремный режим был достаточно суров), тело его, не сочтенное достойным христианского погребения, было «вывезено из города в лес и брошено на пустые места». Из документа ясен порядок следствия: воевода мог осудить старовера только после того, как представитель духовной власти пришлёт его ко «градскому суду».
Дополнения к актам историческим. Т. 10. – СПб., 1867. - С. 13
http://www.ljplus.ru...azhenie-005.jpg
В августе 1684 года в Каргополе был сожжён Авраамий Леонтьев «за раскол и противность против церкви Божии»
Старообрядчество в России (XVII - XX века) Вып. 3. - М., 2004. – С. 108 (с ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 384)
http://www.ljplus.ru...azhenie-022.jpg
От 18 ноября 1684 года сохранилась царская грамота новгородскому митрополиту Корнилию. Митрополита извещали о том, что раскольник Федор Михайлов приговорен к сожжению (осуществление приговора возлагалось на светскую власть, воеводу), а ещё два раскольника после наказания кнутом будут отосланы к митрополиту
Акты исторические. Т. 5. 1676-1700. - Спб., 1842. – С. 191
http://www.ljplus.ru...azhenie-006.jpg
Первая из 12 статей от 7 апреля 1685 года
«Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять»
ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420-421
http://www.ljplus.ru...azhenie-009.jpg
«Патриарх настоятельно рекомендовал архиереям пользоваться указными статьями правительства "яко веслами, ими же удобно есть прогнать беззаконное волнение"»
http://www.sedmitza....x.html?did=5106
Царская грамота о сожжении крестьян Перфилия Осипова, Геннадия Исакова и некоего Трошки (4 декабря 1685 года). Перфилия (Першку) - за пропаганду самосожжения, Стряпчий вологодского архиепископа арестовал трех крестьян-староверов и доставил светским властям, с обвинением, что «они стоят в церковной противности упорно». На следствии выяснилось, что один из обвиняемых – Перфилий (Першка) Осипов - занимался пропагандой самосожжения, по его проповеди в вологодской деревне Сычевой самосожглось 55 крестьян. Двое обвиняемых оказались виновны только в том, что «новоисправных книг не приемлют, и крестнаго знамения тремя первыми персты на себя полагать, и отца духовного принять и исповедаться и святых тайн причастится». Воевода доложил в Москву. Царский указ повелевал сжечь в срубе Осипова, даже если он изъявит раскаяние, за проповедь самосожжения. Двух других староверов «велели привести к казни, и у казни допросить дважды, святой церкви они повинуются ли, и отца духовного приемлют ли, и исповедаться, и святых тайн причастится хотят ли. А буде, они учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и их за такую ересь про трикратному у казни, буде не покорятся, сжечь в срубе и пепел развеять». Вологодская летопись свидетельствует о том, что староверы не покорились и были сожжены вместе с Осиповым: «крестьянин, Першуткою звали, и того сожгли по указу Великих государей на Вологде в струбе с иными капидоны [т. е. раскольниками так называемого капитонского толка]».
В. Перевалов. А. Безгородов. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. - М., 2000. - С. 70-75 (Со ссылкой на РГАДА. Ф. 1455. Оп. 4. Д. 435. Л. 1-2 об.)
ПСРЛ. – Т. 37. – С. 186
http://aleko.staroob...ovine-xvii-v-2/
http://www.ljplus.ru...azhenie-001.jpg
http://www.ljplus.ru...azhenie-061.jpg