Оригинал поста: http://haifa.livejou...hread=17703350
Масонами были мы
Вплоть до создания Израиля большинство масонских лож в Палестине действовали под крылом Египта. И созданную в 1932 году так называемую «Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль» крышевала египетская ложа. Важнейшим исключением была «Реувен» - старейшая масонская ложа страны (из непрерывно существующих), созданная в Хайфе в 1931 году. Именно она в 1953-м и стала основой «Великой ложи Израиля». А первым Великом мастером ВЛИ был избран мэр Хайфы Шабтай Леви (кстати, Великим мастером той, «палестино-египетской» ложи тоже был мэр Хайфы – Хасан Шукри).
Масонству, по крайней мере, 300 лет. Что же касается Израиля/Палестины, то энтузиасты могут, конечно, отсчитывать и от Хирама, почему бы и нет? Более или менее вменяемые предпочитают указывать 1868 год, когда Роберт Моррис из Кентукки встретился с несколькими последователями в пещере Цидкиягу (Седекии) в Иерусалиме. Забывая, правда, указать, что встречей все, похоже, и закончилась – получить «чартер» (лицензию) от какой-нибудь Великой масонской ложи иерусалимцам тогда так и не удалось. В русской «Википедии» название первой иерусалимской ложи, «Reclamation Lodge» перевели как «Протест» - прелесть какая, хорошо еще, что не «Рекламация» (Вообще-то имелось в виду возвращение к истокам, перерождение, эволюция. Ну «Звездные войны: Восстановление» посмотрели бы, что ли - «Star Wars: Reclamation»)
Об истории масонов в Тель-Авиве рассказывает только что вышедшая в свет книга Олега Горна «Тайны Белого города. Неизвестный Тель-Авив», но меня интересовала история хайфских масонов и в первую очередь, история ложи «Реувен».
В книге Леона Зельдиса «Сыны света в Святой земле» (Sons of light in the Holy Land) этой ложе посвящена отдельная глава, и это неслучайно. В самом деле, почему при создании Великой ложи Израиля именно хайфской ложе «Реувен» был присвоен порядковый номер 1?
Ложа «Реувен» была создана в 1928 году и тоже под покровительством египтян – Великой национальной ложи Египта. Трения начались почти сразу. Одной из причин стало намерение хайфских масонов проводить часть церемоний не на английском, официальном языке египетской ложи, а на иврите - «Еврей, говори на иврите» в переложении на масонский.
Была и еще одна, вероятно более важная причина. В юбилейной брошюре, выпущенной в 1991 году в ознаменование 60-летия ложи «Реувен» Моше Бахар пишет, что вследствие арабских волнений в конце 20-х отношения между арабскими и еврейскими членами лож испортились.
И тогда Шабтай Леви решил создать новую ложу, под покровительством Шотландии. Эта, первая попытка оказалась неудачной. Президенты других палестинских лож, все они были арабами-христианами, возражали против создания новой ложи, и на этом этапе новая ложа была создана опять таки под покровительством Великой национальной ложи Египта. Помощь в ее создании оказал проживавший в то время в Бат-Галим Джазар - бежавший из Персии брат Султан Ахмад-шаха, которого сверг Реза Пехлеви. В его доме в Бат-Галим хайфские масоны часто встречались, обсуждая проблемы создания новой ложи. Англичане покровительствовали хозяину дома, рассчитывая на возвращение его брата на трон.
Но и это продолжалось недолго. Хайфским масонам стало известно, что египетская ложа отдала свой храм под антисионистские собрания. Президент хайфской ложи д-р Самсонов был вне себя от ярости, вернул лицензию (хартию) египтянам, приостановил работу ложи и сообщил о происшедшем всем Великим ложам за рубежом.
В 1931 году ложа «Реувен» слегка изменившая свое название – отныне она называлась Rubin Lodge – официально перешла под патронат Великой ложи Шотландии.
А когда в 1932 году большинство тель-авивских масонов решили основать так называемую Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль под покровительством египтян, хайфская ложа отказалась. И, как выяснилось, поступила не только принципиально, но и дальновидно.
В 1953 году созданием Великой ложи Израиля руководили по понятным причинам не «египетские» а шотландские» ложи страны, и хайфская ложа, вернувшая себе имя «Реувен» была зарегистрирована в Великой ложе Израиля под номером 1 как старейшая шотландская ложа страны. А самая старая ложа «неправильной национальности» – тель-авивская «Баркай» - была записана только под номером 17…
На этих фотографиях - собрание членов ложи «Реувен» в середине 30-х годов. В середине внизу Шабтай Леви. Любопытно, что это здание на заднем фоне до сих пор не идентифицировано, хайфские масоны ищут его, но пока безуспешно. Даниэль Дорон, известный историк масонских лож в Израиле рассказал мне, что у них было несколько предположений, но ни одно из них, увы, не подтвердилось. Так что и вы можете внести свою лепту
.