«Прямая цель Франкмасонства – привести своих членов к «Гносису», представляющему собой единственную возможность стать Божественным существом и преодолеть противоречие между верой и наукой..» - пишет масонский автор Бернар Шейкельбауэр. Как преемника мастеров «самой высокой науки» - гносиса – представляет масонство и известный «посвящённый» Альберт Пайк. А один из знаменитых итальянских раввинов-каббалистов Элия Бенамозег в своей книге «Израиль и Человечество» выразился совсем просто: «Можно уверенно утверждать, что франк-масонская теология вполне соответствует каббале...»
Действительно, в основе мировоззрения масонства представляющего собой слияние древнеязыческой философии, герметизма, гностицизма и каббалы, лежит пантеизм, понимающий высшее божество, называемое им «великим архитектором Вселенной», как первопричину или простую абстракцию высших человеческих качеств. Как указывал французский исследователь масонства Н. Дешамп, «Бог масонства есть Бог-Всё, Бог-Пан, представляющий объединённые два принципа добра и зла, Бог, делающийся вселенской квинтэссенцией, два духа – высший и низший, выдыхаемые и вдыхаемые один другим и отождествляющиеся с землёй, водой, воздухом, огнём и эфиром, которые они постоянно геометризируют в их вечной и продолжающейся деятельности»
.
Содержание этого первобытно культа объясняет и масонская символика: когда при посвящении ученика в подмастерье его спрашивают: зачем он хочет получить эту степень, он объясняет: «Чтобы узнать букву Г». Эта буква означает, во-первых, геометрию, гравитацию, гений и гносис, а во-вторых, инициал одного из имён Великого архитектора и символ божественного огня. Но огонь есть принцип двойственный, и символическое изображение этого дуализма составляют у масонов две колонны Соломонова храма, о которых другой исследователь масонстваКлавель пишет: «Колонны Яхин и Боаз представляют два порождающих фаллоса: один – света, истины и добра, другой – мрака, смерти и зла; вместе они поддерживают равновесие в мире».
Масонство взяло на вооружение крайне гибкие методы, соответствующие известной формуле 33 градуса шотландского обряда «порядок через хаос». Значение её выразил один из «посвящённых» Уго оэль Порсиати: «Девиз “порядок через хаос” представляет синтез масонской доктрины и её главную тайну. Она означает, что Великое Делание может происходить через состояние разложения и растворения (диссолюции) и учит, к новому порядку можно прийти только через искусно организованный беспорядок».
Главным инструментом организации беспорядка и хаоса в мировоззрении стал принцип «терпимости». Как указывалось в масонской Новой книге конституций 1723 г., «в старые времена масоны поневоле держались в каждой стране её местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия обязательна для всех, это – та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы догматы ни отличали нас от других людей».
В редакции конституции 1815 г. говорилось уже откровенней: «Та или иная религия и способ поклонения божеству не может быть поводом к исключению кого бы то ни было из Общества франкмасонов, лишь бы он веровал в славного Архитектора неба и земли и практиковал священные обязанности морали», а в последующем в масонских статутах утверждалась необходимость признания «абсолютной свободы совести».
Тот же метод действует в отношении нравственности, которая должна быть подменена такими этическими нормами, которые соответствуют понятию «права человека», о которых так же ясно говорилось в уже цитированном нами документе итальянского масонства: «Тайное обучение высших руководителей Франкмасонства сводится к следующему: выявлять все права Человека..., требовать для Человека, чтобы он обладал всеми своими правами, лишение которых представляет собой узурпацию, против которой допустимы все средства борьбы...».
Содержание же понятия «права Человека» расширяется по мере укрепления позиций антицерковного сообщества. Другим инструментом борьбы становится просветительский «рационализм», позволявший противопоставить веру и знание и превративший науку в антипод религии. Между тем, «научный» покров скрывал всё тот же гностический импульс, который иллюминированные масоны превратили в социальную технологию эпохи Просвещения, считая, что наука и техника помогут им осуществить их утопии. Масоны сыграли важную роль в создании институтов образования, благодаря которым на свет появился современный инженер. Как пишет историк Д. Ноубл в своей книге «Религия технологии», «благодаря франкмасонству апостолы технологической религии смогли передать свой практический рецепт спасения инженерам, людям новой духовности, которые со временем создали свои собственные милленаристские мифы, закрытые объединения и обряды посвящения».
Центрами этой «технологической религии» стали Англия, Франция и США, причём в Америке это перешло в настоящий культ технологического совершенства, о котором американский религиовед Кэтрин Албанезпишет следующее: «Если какая-либо совершенно новая массовая религия и возникла в Америке Нового времени, то это была естественнонаучная религия радикального эмпиризма, а целью этой религии было объединение духа и материи и – благодаря этому – превращение людей в богов».
Эта религия самообожествления основывалась не только на масонском гносисе и эмпирическом знании, но и на том представлении о «естественной» свободе, которая отождествлялась с дикостью Нового Света, «первооткрыватели» которого руководствовались розенкрейцерскими и платоновскими идеями об идеальном государстве, «Новой Атлантиде», управляемой учёными-философами.
Сообщение отредактировал Нарли: 26 октября 2015 - 09:09