Юрисдикциям, которые понимали, что вопрос веры бессмысленный так как непроверяемый, со стороны ОВЛА была объявлена "анафема". Да и собственно почему масонство должно "заходить на территорию" религиозных институтов если это совершенно не его вотчина.
Я совсем не уверен, что "анафема" была объявлена за "непроверяемость" веры. Ну вот совсем, и считаю, что в этом вопросе ты или не сведущ, или передергиваешь.
У меня представление, что водораздел произошёл после конгресса в Лозанне в 1875 г. Если кратко, то вот: http://www.freemason...cognitions.html (и был ещё русский перевод, Alexander_G приди!).
Если чуть длинней, то...
В 1814 году ВЛ Англии, Шотландии и Ирландии, смогли наконец-то выработать взаимное соглашение о согласованной политике на своих территориях. В частности, в 4й части этого соглашения оговаривалось, что указанные выше ВЛ обязуются не выдавать патенты ложам на территории другой юрисдикции – то есть ВЛ Англии не будет открывать свои ложи в Шотландии или Ирландии, равно как и другие ВЛ – применительно к территориям английской юрисдикции.
К началу конвента в Лозанне страны представляющие участников были втянуты в войны, так же сказывались взаимные политические претензии правительств стран друг к другу. К тому же, накануне Конгресса 1875 ВС Франции признал сомнительный ВС Луизианы, несмотря на наличие ВС Южной Юрисдикции, а так же в 1850 г. ВС Франции учредил ДЛ «Прогресс Океании» на Гавайях (если что – тогда Гавайи не входили в состав США). Эти события повлияли на Альберта Пайка и на Конгресс он не поехал.
Первым вопросом обсуждений на Конгрессе было определение территориальной юрисдикции. Вторым было обсуждение формулировки веры, которое не было основным, и ему не придавали особого внимания, а намерения Англии были смягчить формулировку про веру в Бога на более универсальную (универсальный творящий принцип). Самой занозой в первом, основном, пункте обсуждений про территориальную юрисдикцию была англо-французская формулировка, включавшая строки «Для Франции – три ее Департамента в Алжире, Оране и Константине и все ее зависимые территории. Для Англии – Уэльс и все зависимые территории Британской Короны» Неожиданно, но в случае принятия данного пункта - ВЛ Шотландии, как и ВЛ Ирландии теряли бы свои ложи в колониях, а так же подобная формулировка угрожала внутреннему соглашению достигнутого между тремя ВЛ Англии, Шотландии и Ирландии ранее, отдавая большую власть – Англии.
Маккерси, представитель Шотландии на Конгрессе, не мог повлиять на принятие этого пункта, и поэтому нужно было саботировать работу самого Конгресса. Так неважный вопрос о вере стал важным. Он не нашёл возможным выступить лично оставив бомбу с часовым механизмом в виде записки. Маккерси выставил всё собрание на Конгрессе в свете попрания основ братсва - веры в Бога. Конгресс начал разваливаться, Англия пошла на попятную, присоединился голос Пайка,.. и о боги - да, оказывается очень важно верить в Бога.
Мало кому интересно уже что вопросы религии (второй пункт конгресса) и политики (первый пункт конгресса) не спроста вынесены из масонских работ. К сожалению, об это сломано много копий, мечей, каменных стрел, дубинок и пальцев хомо сапиенса.
Вышло так что внутренняя политика (договорённости) ВЛ Англии, Шотландии. Ирландии стали привалирующими для определения отношений между ВЛ в остальном мире. Хотя и говорилось о суверенности ВЛ и всякий раз стараются это упоминать, но тем не менее практика одной (вернее трёх) ВЛ стала обязательной для остальных ВЛ.
А где-то там ещё Конституции 1722 г.
P.S.
Однако оффтоп
P.P.S.
и трижды не верьте тому что я написал ))) - перепроверяйте сами, потому что, строго говоря, у меня есть дыры в масонской истории, и я не возьму на себя смелость быть в этом авторитетом.