Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Миф об Астрее: от современности к древним истокам. Зодческая работа бр. Льва Волкова


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Lupusleo

Lupusleo

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 698 сообщений

Отправлено 26 ноября 2013 - 17:03

Зодческая работа мастера Д:.Л:. «Астрея» № 6032 ВВФ бр. Льва Волкова 
Восток г. Санкт-Петербурга, 14 апреля 6013 г. С:.И:.



Миф об Астрее: от современности к древним истокам

Любезные братья! 238 лет назад, 30 мая 5775 года на Востоке города Санкт-Петербурга была образована первая в России масонская Ложа с отличительным титулом «Астрея». И хотя она просуществовала менее года, значение этого события нельзя недооценивать. В этой Ложе был посвящен сразу в третью степень выдающийся русский просветитель, книгоиздатель Николай Новиков. Через всю последующую историю российского масонства проходит в тех или иных формах след Астреи. Как пишет в своей работе «Царство Астреи. Миф о золотом веке масонской литературы XVIII в.» Вс. Сахаров: «Не случайно главная, «великая» (или «материнская»), ложа русских масонов всегда носила имя Астреи, древнегреческой богини справедливости, управлявшей счастливым миром идеальных людей в золотом веке (см. работы Л. Лейтона и особенно книгу С. Бера о райской мифологии масонов). В этой и других ложах братья воспевали в гимнах светлое прошлое:

Когда любовь в златые веки
Блистала всем в своей красе
И в братстве жили человеки,
Тогда масоны были все».

История Лож Астреи и восприятия русскими масонами мифа о золотом веке еще требует своего изучения, но сегодня я бы хотел затронуть собственно античные свидетельства об Астрее, что мне кажется не менее важным и интересным для понимания последующей масонской мифологии райского блаженства.

 

Подступая к любой подлинной мифологии, надо, прежде всего, быть готовым к тому, что всякая история в ней многовариантна и протеистична. Упрощенные и выхолощенные современные переложения древних мифов в попытке описать священное профанным языком мало что могут объяснить там, где для живой Астреи нет места. Чтобы понять Астрею, надо перенестись в ее Царство, наполниться братским духом, и тогда она предстанет в образе живой и прекрасной богини, дарующей благословение людям. Именно сейчас в Храме Астреи, в кругу моих любимых братьев, кажется, только и возможен этот разговор.

 

Я попробую начать с того, что лежит на самой поверхности, а именно со словарей и энциклопедий последних двух веков, и уже после этого перейду непосредственно к древним текстам. В словарях как бы отсеивается все самое важное. Но так ли это? Стоит открыть любой современный словарь по мифологии или популярную энциклопедию, будь то знаменитый двухтомник «Мифы народов мира», изданный в 1980 году коллективом авторитетных советских религиоведов, или русская Википедия, где сейчас перепечатана статья из упомянутого словаря, - в них будет кратко и категорично сказано следующее: «Астрея - в греческой мифологии дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости, сестра Стыдливости, обитавшая среди счастливых людей золотого века. Затем испорченность людских нравов заставила Астрею покинуть землю и вознестись на небо (Iuvenal. VI 14–20), где она почитается под именем созвездия Девы (Ovid Met. I 149–50). По другой версии мифа, созвездием Девы стала другая дочь Зевса и Фемиды Дике – богиня правды и справедливого возмездия, нередко отождествляемая с Aстреей (Ps. Eratosth. 9)».

 

Уже в этом определении известной исследовательницы античной культуры А.А. Тахо-Годи маячит неопределенность. Отсылки даются, главным образом, к римским (Ювеналу и Овидию), а не к греческим, источникам, к тому же вскользь говорится и о другой версии мифа, по которой Астрея и Дике – это одно и то же. Становится понятно, что об Астрее мы знаем очень мало из того, что знали о ней древние греки. Не случайно и то, что Астрея является уже по названию как бы квинтэссенцией всего звездного мира, душой астрального плана человеческого бытия. Созвездие Девы – это в космическом масштабе символ Богородицы, рождающей Истину через непорочное зачатие. Воистину, Астрея есть Великая Мать духа самопознания и искательства Истины. В Книге Тота ей соответствует аркан Отшельник, на котором, по версии нашего брата А.Э. Уэйта, изображен странствующий старец-монах, держащий в поднятой руке фонарь, в котором горит звезда. Эта звезда и есть звезда Астреи, которая освещает путь лишь тем, кто ищет не материальных благ, но духовного совершенства через внутреннюю алхимию, переплавляя в печи великого делания железный век в век золотой.

 

Пользуясь моментом, не могу не отметить и тот факт, что наш Досточтимый мастер бр. Ami, который сейчас восседает на Востоке и управляет Ложей «Астрея», родился в середине сентября под сенью Астреи-Девы, и именно под его руководством Ложа дойстойно прошла через столь тяжелые испытания прошлого года. Это время, с конца августа до конца сентября, - время Астреи, - является для нас исключительно важным периодом (по сути это начало масонского года и одновременно время сбора урожая). Думаю, что это хорошо понимали и русские братья, учредившие ВДЛ «Астрея» именно 30 августа 5815 года, когда Астрея-Дева особенно благоволила своим верным воспитанникам.

 

Но вернемся к словарям. В словаре Брокгауза и Ефрона конца XIX столетия сообщается, что Астрея – это «имя богини справедливости (Дике), дочери Зевса и Фемиды; Арат называет ее дочерью Астрея». Астрей в том же словаре упомянут как «сын титана Криоса и Эврибии; по Гесиоду он производил вместе с Эосом (Авророй) ветры – Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер и другие звезды; у Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei». Астрей называлась также маленькая речка в Македонии».

 

Наконец, в Справочном энциклопедическом словаре К. Крайя 1840-х гг., который в том или ином виде издавался многократно как ранее, так и позднее, Астрея – это «богиня справедливостн, дочь Титана Астрея и Гемеры, или Авроры; по другим, дочь ІОпитера и Фемиды. Под именем Девы, она составляет восьмой знак Зодиака. Ее изображают в виде величественной, крылатой девы, с весами в руках и с зведным венцом вокруг головы».

 

Характерно, что в словарях первой половины XIX века относительно родословия Астреи предпочтение отдавалось титану Астрею и Авроре, а уже затем из словарей эта версия мифа вытеснилась на периферию или совсем исчезла. В любом случае приведенных сведений достаточно, чтобы существенно расширить поле наших разысканий относительно Астреи. Две различных версии ее происхождения совсем не противоречат одна другой, но указывают на двойственность ее существа. Важно помнить, что, сталкиваясь с божественным, человек не в силах воспринять его во всей полноте, и поэтому разделяет единое на множественные проявления. Являясь дочерью Зевса (верховного владыки неба) и Фемиды (Правосудия), Астрея под именем Дике (Справедливости) вместе с другими Орами (Временами) ведает порядком в природе. Являясь порождением Астрея (звездного неба) и Авроры (утренней зари) она вместе с другими звездами и ветрами также ведает порядком в природе, но в несколько иной ипостаси. Если Астрея – носительница и подательница ночного, эзотерического света, доступного далеко не каждому, то ее мать Аврора, сестра Гелиоса (солнца) и Селены (луны) – света дневного и экзотерического, оказывающего влияние на всех и способствующего духовному пробуждению. Это хорошо выразил наш брат Александр Пушкин в знаменитых строках, в которых, конечно, речь идет об уснувшей душе:

Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Путь к Астрее зачастую лежит через Аврору, от Света более зримого и доступного к Свету менее доступному и более таинственному. И здесь нужно помнить, что на пути к Свету знания можно ввергнуться в пучину тьмы невежества. Нельзя не отметить особый символизм советской мифологии нашего недавнего прошлого, которая до сих пор будоражит воображение многих залпом Авроры, породившим в немыслимых количествах большевистские звезды и приручившим «вихри враждебные», олицетворяющие псевдомасонский проект коммунистической России.
Дети Астрея и братья Астреи, ветры Зефир, Борей и Нот управляли соответственно западным, северным и южным направлениями. Характерно, что хозяин самого таинственного, восточного направления, бог Эвр (иногда его называют и юго-восточным ветром), кажется, не являлся сыном Астрея и Авроры, хотя и служил у Эола с треми другими ветрами. Упоминался он крайне редко, происхождение его туманно и неясно, кроме того, никогда не придпринималось попыток наделить его какими-либо антропоморфными чертами. В «Илиаде» Гомера о нем говорится следующее:

Встал, всколебался народ, как огромные волны морские,
Если и Нот их и Эвр, на водах Икарийского понта,
Вздуют, ударивши оба из облаков Зевса владыки;
Или, как Зефир обширную ниву жестоко волнует,
Вдруг налетев, и над нею бушующий клонит колосья;
Так их собрание все взволновалося; с криком ужасным...

Из процитированного фрагмента в переводе нашего брата Николая Гнедича видно, что речь идет об устрашающем, но и одновременно инициатическом воздействии ветров на людей. Ветры, символизирующие живое дыхание Вселенной и указывающие на присутствие того или иного духа божества или демона, карают трусливых и преграждают путь недостойным, клонят колосья и нападают на корабли. Последнее хорошо заметно в первой книге «Энеиды» Вергилия, где Юнона обращается к Эолу с просьбой потопить корабль троянцев. Нападение ветра связано с испытанием веры и мужества, направленным на обретение человеком абсолютного самоконтроля, чтобы он мог запретить ветру и сказать клокочущему морю: «Умолкни, перестань» (Мк. 5:39).
И ветры, и звезды, как порождения Астрея, есть стражи и путеводители к состоянию совершенства, в котором человек пребывал в период золотого века. У Гесиода в поэме «Труды и дни» это описывается следующим образом (цитирую в переводе нашего брата Викентия Вересаева):

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,-
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

Очевидно, что золотой век, прежде всего, характеризовался обильным и быстрым урожаем, не требующим чрезмерных усилий. Люди золотого века, надо полагать, составили Вышнюю Ложу, из которой наблюдают за нашими действиями и направляют нас на осуществление великого плана по исправлению мироустройства. Гесиод говорит о том, что по мере деградации и вырождения человечества, в пятом, железном веке, «больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то» (184), «правду заменит кулак» (189) и «не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, / Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею / Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право» (190-192). Непосредственно Астрею поэт не упоминает, но сообщает, что

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет (198-201).

Понятно, что Совесть и Стыд в данном случае являются эвфемизмами Астреи, которая покинула мир жестокосердных людей, перейдя на Небо. Астрея – это так же одна из ипостасей Исиды, той, у которой тысяча имен и обличий. Пессимизм Гесиода объясняется не тем, что Астрея закрылась от людей, но тем, что люди сами забыли Астрею, забыли Стыд и заглушили Совесть. Неясная, на первый взгляд, тематика земледелия может быть объяснена и через более знакомую христианскую притчу о Сеятеле, ибо ее истолкование известно. Если в золотом веке люди сразу же воспринимали Слово во всей его полноте, то с последовавшим регрессом Слово было утрачено, а почва стала каменистой и сухой, непригодной для произрастания священного зерна в колос. Астрея – та, кто питает и собирает на небо колосья, сумевшие одолеть терние, противостоять ветру и засухе. Не даром ее изображают с весами в одной руке и пучком колосьев в другой.
Для лучшего понимания Астреи приведем более пространное описание мифа о золотом веке, содержащееся в поэме греческого поэта III в. до н.э Арата «Небесные явления». На эту поэму ссылался в «Деяниях святых Апостолов» святой Павел (Деян. 17:28), который, как и Арат, был родом из Киликии. Астрея-Дева занимает в описании золотого века у Арата центральное место:

Ниже — Девы найдешь очертанья. В руке ее левой
Колос поспевший блестит, остей пламенея лучами.
Как мне, богиня, тебя призывать? Если внемлешь молящим,
Если молитвы людей (хоть смертным - увы! - ты враждебна)
Небезразличны тебе, то встанет моя колесница
Посередине пути и, ликуя, ослаблю поводья,
Чтобы восславить тебя, многочтимую всюду богиню.
Некогда, в век золотой, ты правила миром спокойным.
Неоскорбленная злом Справедливость, о Дева благая
(Звезд ли родитель Астрей, - а молва его так именует —
Был отцом и тебе, иль погублена временем долгим
Правда о роде твоем), ты радостно людям являлась,
Высь покидая небес, не гнушаясь при этом нисколько
В хижины те заходить, чьи хозяева праведны были,
Даруя жизни уклад, смягчающий дикость людскую,
Честным ремеслам уча, помогающим всякой работе.
Не обнажала тогда свой меч безумная ярость,
Распрей не знали, раздор соплеменникам был неизвестен,
Путь был неведом морской, и людям для жизни хватало
Им уделенной земли, и алчность, ветрам доверяя
Слаженный хитро корабль, отдаленных богатств не искала.
Без принужденья плоды приносила спокойным селянам
Почва, и знак межевой не нужен был малым наделам,
Чтоб пребывала земля у владельцев цела и сохранна.
Век же когда наступил серебряный, первого худший,
Реже она в городах бывала, запятнанных ложью.
Впредь неохотно с высот поднебесных богиня сходила
В трауре, горестный лик покрывалом окутав.
Отныне Лары селян посещать не желала, презрела пенаты.
Лишь иногда, повстречав беспокойные сонмы народа,
Горький бросала упрек: «О потомство, забывшее предков!
Ты на смену себе родишь, вырождаясь, сквернейших.
Что мне до ваших молитв, коль мои наставленья забыты?
Новую надо искать мне обитель, а вас оставляю
Я во владенье греху кровавому и преступленьям».
Это промолвив, она удаляется в беге крылатом,
Ужасом будущих бед народ пораженный покинув.
Медное было затем поколение послано миру,
Доблести даже семян на порочной земле не осталось.
Плавить железо из руд научились себе на погибель,
Трапеза мясом вола осквернилась, привыкшего к плугу.
Тут уж оставила мир навсегда справедливая Дева…

Из приведенного описания еще более заметно единство Исиды с Астреей, в трауре окутавшей горестный лик покрывалом. Задача Астреи, как пишет Арат, - в радости смягчать людскую дикость, даровать уклад жизни, учить честным ремеслам. Все это в высшей степени является насущными и первостепенными задачами любого масона.
Если же мы обратимся к поэме Овидия «Метаморфозы», написанной в период детства Иисуса Христа, то станет понятно постепенное замещение Астреи ее более воспринимаемым людьми железного века образом Дике.

Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.
Не было страха тогда, ни кар, ни словес не читали
Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая
В страхе решенья судьи, - в безопасности жили без судей.

В золотом веке не было нужды в писанных законах, потому что соблюдение правды и верности было естественным чувством каждого. Ветры не буйствовали и не крушили все, что создано человеком и природой. И каждый занимал свое место без насилия и принуждения, не покушаясь на место другого. У Овидия, как и в более ранних изложениях мифа, причиной порчи людского рода является свержение Юпитером (Зевсом) своего отца Сатурна (Кроноса). В римской народной этимологии имя Сатурна связывалось с корнем sat, «сеять», что делало его богом посева, Великим Сеятелем. Его свержение и разъединение богов наверху отозвались раздорами и кровопролитиями внизу, между людьми. После того как Сеятель был заключен в Тартар, постепенно начала иссыхать и почва. Пробиться к человеческим сердцам стало гораздо сложнее, почти невозможно. Как часто самоотверженные попытки посеять в людях вечное и доброе терпели и терпят неудачу, а сами просветители становятся жертвами своего же собственного рвения ко всеобщему благу. Как часто многие из них могут лишь повторить слова поэта:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Думаю, что секрет успешного сеянья истины блестяще выразил в разговоре с будущим святым Николаем Японским (Касаткиным) святитель Иннокентий Вениаминов: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать об Истине, затем сделай так, чтобы они полюбили тебя, а потом говори с ними уже об Истине». Астрея как раз воплощает собой любовь, стыдящуюся любого порока и злоупотребления доверием ближнего.
Примечательно, что Астрея, согласно Овидию, покинула землю самой последней из бессмертных. Это говорит о том, что она ушла не по своей воле, обидевшись на неблагодарных людей, но вынужденно, ибо ей не стало места на земле из-за бесчестия и невосприимчивости к мудрости ее обитателей. Об этом же пишет и Ювенал в шестой книге своих «Сатир»:

Может быть, сколько-нибудь следов Стыдливости древней
Были заметны еще при Юпитере, но лишь пока он
Не отрастил бороды, когда греки еще не решались
Клясться чужой головой, никто не боялся покражи
Зелени или плодов, и сады оставались открыты.
Вскоре затем к высоким богам удалилась Астрея
Вместе с Стыдливостью: обе сестры убежали совместно.

В поучении Ювенала подтверждается незатейливая мысль: скупость и жадность, боязнь отдать свое другому, ведут к деградации и всеобщей нищете, к утрате мира и разрыву с богами. Об этом также нам всем должно помнить, если мы хотим возродить Царство Астреи.

И сейчас, стоя меж двух колонн Храма Астреи, я обращаюсь к вам, братья, и, конечно, к себе самому с такими словами: Царство Астреи внутри нас есть, и там, где собраны хотя бы два брата во имя Ёе, там и Она посреди них. Давайте же укреплять братский дух в нашей Ложе и нести свет братской любви далее в мир! Да хранит нас Астрея!

Я сказал.






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных