Да... у самого создается впечатление, что отстаивание регулярными масонами некоторых ландмарок отдает каким то ханжеством (не у всех и не всегда, разумеется).
Согласен с вами, что большее зависит от самого человека, но в таком случае должна присутствовать идентичность масонского посвящения от ложи к ложе, от течения к течению (про диких не говорю). Существует ли оно? Можно ли сказать, что уставы ,практикуемые ВВФ не имеют пропасти различий с идентичными уставами регулярных лож?
Вообще несмотря на бесчисленное кол-во лож и уставов, можно ли сказать, что существует единое масонское знание, понимаемое и воспринимаемое всеми братьями?
Кстати, в ДЛ Астрея практикуется ДПШУ?
ДЛ Астрея №6032 работает по ДПШУ, да.
Идентичность, безусловно, сохраняется, как сохраняется идентичность мастера, переходящего с одной офицерской должности на другую, а смена послушания - это всего-навсего некоторая смена взгляда на вещи, освоение этого нового взгляда. Жизнь большая, и за одну жизнь один масон может побывать в разных ложах, а одна ложа лет за 50 в разных послушаниях. Да и сами мировые послушания находятся в постоянном движении, заключая и разрывая союзы с другими послушаниями, в зависимости от обстоятельств. Просто всегда есть тенденция консервативная, стремящаяся все устроить на незыблемых основаниях, а есть реальная жизнь, которая все равно меняет то, что должно измениться. "Все течет, все меняется". В этом извечная дилемма масонства - стремление сохранить и не менять то, что было, и одновременно освоение новой реальности, следование духу, а не форме.
Существует ли единое масонское знание, понимаемое и воспринимаемое всеми братьями?
Хороший и сложный вопрос. С одной стороны нет, так как то, что я Вам отвечаю, это не более чем мое частное мнение. Спросите на другом форуме или здесь же после меня Вам ответит другой масон - и ответ этот может быть кардинально противоположным с моим ответом. Но будет ли это означать, что кто-то из нас не прав? Это один момент. Если же углубляться в вопрос, то очевидно, что на него нет и не может быть однозначного ответа. Повторю, что это знание и существует, и не существует. С одной стороны масонство раздроблено (есть разные послушания, регулярные, либеральные, дикие и т.д.), есть мужские, женские, смешанные ложи, есть острые вопросы кто кого признает и не признает. Есть иерархия степеней, Есть формальная и неформальная иерархия (под последней я разумею исключительно духовное развитие брата, потому оно и не может быть формальным) и т.д. Но при всем при этом истинный масон должен ощущать единство со всем масонством и человечеством, а истинное знание в конечном счете едино. Тут в каком-то смысле можно провести аналогию с религией, с тем же христианством. Существует ли единое знание, понимаемое и воспринимаемое всеми христианами? И да и нет. Вроде все из них должны верить в Христа, но так ли это? В КАКОГО Христа каждый из них верит? В жестокого или в милосердного? В Того, ради которого можно убивать, или нет? И уточняющих вопросов этих тьма. Всякий ли человек является христианином только потому, что кричит об этом? Имеет ли он право оценивать меру христианства другого?
Очевидно, что есть и уровни понимания масонства, но публично говорить, что вот этот брат понимает меньше и не так, а вот этот глубоко и верно - тоже неправильно и неразумно. У каждого свой путь. Единое масонское знание, воспринимаемое всеми братьями, это исключительно знание БРАТСТВА, братской любви и взаимопомощи, именно это знание является первоосновой в масонстве. Если есть это - дальше уже дело в нюансах и особенностях. Если этого знания и ощущения братства нет, то это уже не масоны, а кто угодно (формалисты, увлеченные шагистикой, оккультисты, просто фрики). Но как можно измерить братство и братскую любовь? Еще никому этого не удавалось. Да и каждый понимает эти категории также по-своему...