Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Либеральное масонство в Центральной и Восточной Европе до 1939 года.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Ami

Ami

    Д.'.Л.'. Астрея №6032 ВВФ

  • SA
  • 2 981 сообщений
  • Городнад гордой Невой

Отправлено 04 декабря 2019 - 10:06

Зодческая работа написана на русском языке братом Вольдемаром Г. (PL)  для зачтения братьям  Д.Л. "Астрея" и Л.C.  "Януш Корчак".

 

В начале возникает вопрос. Что такое масонство? За триста лет было много определений. Энциклопедическое определение, разработанное проф. Людвик Хасс, самый выдающийся польский эксперт по масонской тематике: «Масонство, а также «королевское искусство» – наднациональное этическое движение, имеющее свои собственные организационные структуры, набор принципов и установок которых представлен через символы, ритуалы (литургии) и катехизис». За исключением чрезмерного «сгушение» религиозной риторики, в основном суть дела такова.

 

Дата начала истории масонства – 24 июня 1717 года, когда в лондонской гостинице «Под гусем и решеткой» четыре английских ложи образовали Великую Ложу Лондона. Пять лет спустя шотландский пастор Джеймс Андерсон составил свод правил, обязывающих членов нового движения. Новая конституция, содержащие шесть основных принципов масонского движения («Старые обвинения» ili zakon) по сей день, являются основным документом мирового масонства независимо от послушания или направления, в некоторых случаях – как мы будем упоминать – дополняются. Уже тогда появился еще один элемент традиции: легенда о Хираме Абифе, главном строителе храма Соломона, который был убит тремя нетерпеливыми студентами, безуспешно пытаясь заставить своего начальника раскрыть секреты и овладеть лозунгами. Инструменты преступления: наугольник, циркуль и молот стали одним из главных символов масонства, а акация, посаженная на могилу Хирама – символическое дерево масонства.

 

Ось идеологии обычных масонов, то есть тех, кто тщательно и буквально следует положениям Конституции Андерсона – это вера в Великого Строителя (Строителя) Вселенной. Под этим термином обычно понимают Творца независимо от того, называют ли его Богом, Аллахом, Буддой и т. д. Все религии равны, они разделяют один и тот же причинный дух. Однако, чтобы почтить память о личности и состоянии Андерсона, в обычных ложах во время работы над так называемым алтарьём – это Библия, открытая Евангелию св. Йоана. Этот акцент является одним из главных споров между масонством и представителями великих мировых религий, для которых равенство конфессий недопустимо – для них только их вера всегда единственно верна. Мы еще вернемся к этим вопросам. Основная задача движения – улучшать людей, облегчать конфликты, узнавать о себе, учиться понимать других. Каждый человеческий разум подобен „грубому камню”, который должен быть сформирован, работая над собой, самосовершенствование, встреча и влияние на других людей. Масонство даже погружено в символику предмета, слова и жеста, что может показаться странным и архаичным для посторонних, но после более глубокого понимания оно приобретает определенный смысл. А пока давайте кратко рассмотрим историю масонства.

 

Как уже упоминалось, Великая Ложа Англии была основана в 1717 году. Вскоре подобные организации были созданы в Париже, Мадриде, Флоренции, Гамбурге и Америке, в Филадельфии, а затем также в Польше, России и Австрии. Универсализм этого движения, полностью соответствующий тогдашним модным идеям Просвещения означалo, что масонство быстро охватило все образованные общественные круги Европы того времени. Несмотря на религиозные акценты (требуется вера в Великого строителя мира), масонство содержало глубокие гуманистические акценты, подчеркивая силу человеческого разума и веру в его самосовершенствование. Это было прекрасное время для продвижения идеи братства всех людей, всеобщего согласия и равенства и, прежде всего, свободы – как личной, так и политической – так жестоко злоупотребляющей в феодальном обществе. Последующие ложи разных сортов росли как грибы после дождя, особенно беспокоящие правителей и епископов. Потому что на их глазах предыдущий порядок разваливался, основываясь на неизменной системе взаимного подчинения «навсегда». Человек, который самостоятельно мыслил, индивидуально ища истину, основываясь на опыте своего разума, больше не мог руководствоваться только приказами и запретами. Необходимо было объяснять, разяснять – и это часто выходило за пределы интеллектуальных способностей людей, основывающих свою власть на догмах.

 

Масонская идеология была в основе формирования системы Соединенных Штатов (главным масоном в новой стране был первый президент Джордж Вашингтон); идея нового французского государства после революции 1789 года и, наконец, сыграла огромную роль в формировании Конституции 3 мая в Польше. Масоны принадлежали к группе ведущих создателей гражданского общества, основанной на светских допущениях, на правах, переданных жителями государства, а не теми, кто руководил ими. Некоторое время было даже неуместно находиться за пределами ложи, если бы мы хотели получить мнение просвещенного человека, который следовал духу прогресса. Масонство сыграло значительную роль в строительстве пост-наполеоновской Европы, которая, несмотря на положения Венского конгресса (1815 г.), уже не могла быть навязана порядку дофранцузской революции. Затем появились социальные и экономические факторы, которые возродили антифеодальные круги и привели к новой волне восстания в 1830-х и 1848-х годах. Карбонары, основаясь на масонской идеологии, сыграли в них значительную роль. В общем, однако, неуместно сочетать масонство и революции, братья в фартуках были среди жертв обеих сторон данного конфликта. Интерпретация оценки будет идеями, направляющими движение.

 

Когда под влиянием либерально-демократических идеологических течений Великий Восток Франции в 1877 году изменил свою конституцию, изменив масонские требования относительно веры в Бога и присутствия Библии на алтаре, тогда Американская Великая Ложа, вслед за Великой Объединенной Ложей Англии, отозвала свое признание. В этой ситуации идеологическая напряженность начала играть свою роль, и потребность в братстве и терпимости была в значительной степени подавлена ​​спорами о масонской доктрине и вопросом Великого Архитектора Вселенной. В большинстве случаев Великая Aмериканская Ложа решила пересмотреть ситуацию французского масонства и рассмотреть вопрос о восстановлении отношений с ними. Прежде всего, «доктринальные» аспекты были подвергнуты «анализу», включая реформу конституции 1877 г. Интересно, что для многих либеральные действия ВВФ/GOdF не оказались достаточно противоречащими масонскому духу, чтобы отвергнуть эту одержимость.  

 

Во время Первой мировой войны потребность в укреплении связей между людьми возросла, и большая часть американских братьев решила восстановить цепь братства с французским масонством. Либеральный Великий Восток Франции (до 1930-х годов) и либерально-традиционалная Великая Ложа Франции (до 1960-х годов) были признаны немалой частью американского масонства, и в некоторых случаях взаимные посещения лож были разрешены. Таким образом, можно предположить, что с 1877 года произошло разделение на два основных масонских течения: англосаксонское масонство (консервативное, инициирующее только мужчин и требующее от своих членов декларации веры в Высшее Существо) и романское масонство (либеральное, инициирующее в своих рядах как женщин, так и мужчины, оставляя вопросы веры на индивидуальной совести). Девиз англосаксонского масонства: ВЕРА - ФИЛАНТРОПИЯ - НАДЕЖДА и либеральное масонство: СВОБОДА - РАВЕНСТВО - БРАТСТВО.

 

Масонство либеральной тенденции также более твердо указывает на свободное развитие мысли и необходимость отделения церкви от государства. Конституция Андерсона применяется там с добавленным протоколом, объясняющим разницу в отношении к личности Великого Cтроителя Мира. Либеральное масонство со временем захватило политическую инициативу во Франции, привело к отделению церкви от тамошнего государства и секуляризации образования. Позже масоны оказали влияние на мирную конференцию в Версале в 1919 году и создание Лиги Наций.



#2 Ami

Ami

    Д.'.Л.'. Астрея №6032 ВВФ

  • SA
  • 2 981 сообщений
  • Городнад гордой Невой

Отправлено 04 декабря 2019 - 10:09

1932 год был последним нормальным годом масонства в континентальной Европе. Во всех странах, кроме фашистской Италии, большевистской России и Венгрии, где масонство было запрещено, развитие было свободна. В то же время везде у них были противники, которые сражались с ними, иногда применяя физическое насилие. В основном это были ультраправые, фашистские и религиозные православия. Католическая церковь вышла на первый план и прямо осудила «королевское искусство». На рубеже 1931 и 1932 годов в Европе насчитывалось 44 масонских Велихик Oбединении с почти полмиллионом членов. В Европе действовало 5615 лож, из которых более 75% были «обычными» ложами, подчиненными Великой Обединнённой Ложы Англии, и только каждая четвертая ложа была либеральной.

 

В Чехословакии действовали две противоборствующие ложи: Великая национальная ложа Чехословакии и Великая ложа " Лессинг под тремя кольцами" в Чехословакии. Эти ложи не имели своих филиалов за границей. У шведской ложи был один филиал в столице Финляндии - Хельсинки, где собирались шведскоязычные студенты (ложа св. Августина). В то время другое мужское масонство (называемая консерваторами Нерегулярные или либеральнoе) были организованы в 33 Послушаниях, которые работали в 16 странах и одна в изгнании (Великий Восток Италии, провозглашен 12 января 1930 г.). Это отделение масонства имело 152 000 членов. Кроме того, в двух странах действовали три независимых ложи – две в Латвии в Риге и Лиепае и одна в Литве в Клайпеде. Всего 200 масонов. В Чехословакии существовало также либералное подразделение «королевского искусства». Таким образом, структура европейского масонства была более сложной, чем в других частях света. Поэтому можно утверждать, что в то время континентальная Европа была регионом масонского идеологического и организационного плюрализма, до такой степени неслыханного в других частях мира. В то время во Франции самой влиятельной масонской организацией был свободно мыслящий и политизированный Великий Восток Франции, которому подчинялись 361 ложа.

 

Либералная Великая Ложа Франции также имела 158 лож. Что касается количества лож, то первое место заняла Германия, там было 715 лож, где свободно вы могли встретить адептов лож – что в других странах скорее всего этого не произошло – в явно противоположных политических лагерях. Эти ложи были подвержены 11 Послушаниям, ни одна из которых не была полностью частью консервативного потока. Три крупнейшие штаб-квартиры в Берлине могут совместно называться старопрусскими ложами, которые требовали поклонения христианской религии, что на практике равносильно неприятию евреев, там преобладали националистические настроения. В 1924 году эти штабы приняли военный флаг Второго рейха в качестве масонского символа, а после прихода к власти Гитлера они превратились в национальные ордена, отрицая при этом любую связь с универсальным масонством. Шесть так называемых гуманитарных навязчивых идей имели региональный охват, и их штаб-квартирами были Байройт, Дармштадт, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Гамбург и Лейпциг.

 

Великая Либеральная Ложа имела в общей сложности 177 лож. В дополнение к этому, было два других центра. Один из них была Великая Ложа «Масонской Ассоциации» «Восходящего Солнца», она была явно свободолюбивой и пацифистской, имела свою штаб-квартиру в Гамбурге и имела в своем составе 46 лож со всей Германии. 27 июля 1930 года была создана „Символическая Великая Ложа Германии” с использованием только шотландского обряда. Онa состоялa из 24 филиалов, а штаб-квартира находилась в Берлине. В странах бывших Хабсбургских и Романовских монархий, за исключением Венгрии, где с 1860-х годов ложи действовали на законных основаниях, масонство получило возможность свободного деиствие после Первой мировой войны. Онa постоянно действовалa в Румынии, Болгарии и Сербии (часть Югославии). В 1918 году в Великой Ложе Австрии действовало 24 ложи.

 

В соседней Чехословакии до 1918 года, которая была частью Австро-Венгрии, изначально существовали две навязчивые идеи: Великая Национальная Ложа Чехословакии, основанная в 1923 году, в которой было 11 лож и 500 представителей только славянского происхождения, на практике чехи и словаки. Второй – „Великая Ложа «Лессинг под тремя кольцами», созданная в 1920 году со штаб-квартирой в Карловых Варах, в которой участвовали немцы и венгры. В 1932 году 1500 масонов работали в 22 ложах. В 1929 году Масонский союз Восходящего Солнца со штаб-квартирой в Гамбурге учредил Союз. «Мост» масонской ложи, переименованной в Великий Восток Чехословакии в декабре 1930 года, собирает студентов разных национальностей. Он применил учения и ритуал Великого Востока Франции. Он был свободолюбивым и пацифистским. 150 членов принадлежали к трем ложам. Отступники из этого послушания образовали в 1932 году еще одну Великую Ложу Чехословакии «Мастерскую Человечества», в которой на момент создания было 43 члена в двух ложах. Она также была свободолюбивой и пацифистской. Кроме того, три ложи «Восходящего солнца» действовали в Праге, Братиславе и Кошице. Не было ни одной ложи в Закарпатской Украине. Масонская структура в Польше демонстрировала черты аналогичные чехословацкой. Там также было два штаба, различающихся по своему национальному составу.

 

Великая Национальная Ложа Польши, созданная 11 сентября 1920 года в 11 ложах объединяет только поляков. С другой стороны, Ассоциация немецких масонских лож в Польше включала ложи в районах, отнятых у Польши в 18 веке. 400 человек работали в 15 ложах, только немцы. Такая национальная поляризация означала, что евреи и другие славянские меньшинства не встречали друг друга в ложах, работающих в польском государстве. Кроме того, очень сильная позиция католической церкви значительно сократила приток членов в институты "королевского искусства". В Свободном городе Гданьске действовало 8 лож. Две из них были основанны в восемнадцатом веке, когда Гданьск принадлежал Польше. Одинa из них принадлежалa гуманитарной ложе в Гамбурге, а другaя былa связанa с Ассоциацией Bосходящего Cолнца. Только немцы были их членами. В Югославии было два центра. Более старая и большая Великая Ложа "Югославии" (до 1929 года, Великая Ложа сербов, хорватов и словенцев) была создана 9 июня 1919 года сербскими структурaми, ранее подчинявшимися Верховному Cовету Сербии (основан в 1912 году), и совершенно новой датой „Ложи Матери Любви Соседа в Загребе”, которым они были подвержены ложи в Хорватии. В 1931 году по всей стране было разбросано 25 лож. В результате отделения в 1927 году в Загребе была создана Великая Ложа Либертас, в которую входили 100 масонов.

 

В 1909 году в Белграде была открыта ложа Великого Востока Франции. Из стран Центральной и Восточной Европы Румынию отличало наибольшее количество лож, самая старая из которых была основана в 1857 году, также была самой многочисленной. Прежде всего, она обязана этому отношению румынской православной церкви к масонству, которое, в отличие от католической церкви, не было столь фундаментально негативным. Великая Национальная Ложа Румынии была основана в 1923 году при поддержке Великой Ложи Франции. Это послушание считало себя продолжением послушания с тем же именем, существующего с 1880 года, и которое уменьшилось в количестве в 1916 году. В то же время в 1925 году был создан Великий Восток Румынии. Его ядро ​​было составлено из лож до недавнего времени подчинялось Великому Востоку Франции. В 1926 году к этому послушанию присоединились семь лож, образованных под эгидой Великой Ложи Нью-Йорка. Была также одна немецкоязычная ложа, действующая в Бухаресте, подчиненная гуманитарной Великой Ложе Байройт. Из восьми стран Центральной и Восточной Европы и Балтии со своими навязчивыми идеями лучшие статистические показатели были зафиксированы в Австрии. К сожалению, тоталитарные тенденции, растущие в Европе после Первой мировой войны, постепенно привели к де-легализации масонских лож в некоторых странах, в том числе в Венгрии, Италии, Германии, Португалия, Турция, Румыния, Австрия, Чехословакия, Югославия, Финляндия, Польша и Болгария.

 

После войны большинство из них возродились, хотя и в новых политических реалиях; масонство было все еще незаконно в странах, подчиненных Советскому Союзу. Лишь в девяностых годах двадцатого века бурное развитие масонства происходило, хотя и в гораздо худших экономических реалиях.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных