Перейти к содержимому


Фотография

А.И. Серков. Масонские доклады Г.И. Газданова


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Lupusleo

Lupusleo

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 698 сообщений

Отправлено 08 Февраль 2014 - 22:07

Опубликовано в журнале:

«НЛО» 1998, №31
 
http://magazines.rus.../31/serkov.html

 

Из истории литературы

А. И. Серков

МАСОНСКИЕ ДОКЛАДЫ Г.И. ГАЗДАНОВА

 

Термин “масонская литература” в отечественном литературоведении впервые был введен Н. К. Пиксановым и П. Н. Сакулиным1, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Даже автор статьи о масонстве в советской энциклопедии, Ю. М. Лотман, в своих работах был вынужден или предпочитал называть чисто масонские сочинения “агитационными памятниками” раннего декабристского движения2. Позднее, лишь А. В. Позднеев и В. И. Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца XVIII — начала XIX вв.3

В действительности, о чем свидетельствует конкретное изучение материала, масонская литература существовала в России. Любые изящные теоретические построения по теме “масонская литература” без изучения развития российского масонства обречены на провал, поэтому, признавая необходимость детализации темы, ее конкретно-исторического рассмотрения, позволю себе ограничиться лишь самыми предварительными заметками.

 

Наиболее четко можно выделить пять различных подходов к масонской литературе, каждый из которых требует отдельного изучения.

1) “Воспитательная” масонская литература: сочинения, преимущественно переводные для русской культуры, главной целью которых было воспитание будущих адептов “королевского искусства”, как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные “нравственные” сочинения от морализаторских романов до глубоких философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного “диалога”, “беседы”.

2) Сочинения, написанные литераторами лишь для “братьев”, предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков. В качестве примера для XVIII в. назовем поэтические произведения М. М. Хераскова, для XIX в. — стихотворение А. С. Пушкина “Генералу Пущину”, для ХХ в. — стихи С. К. Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М. А. Осоргиным.

3) Произведения вольных каменщиков, предназначенные “для публики”, для “профанского” мира, в которых отчетливо просматривается влияние масонских идей. Ярким примером подобного подхода к литературе являются проза Л. В. Гойера и стихи Н. С. Муравьева.

4) Псевдо-масонские сочинения, когда писатели, не прошедшие через масонское посвящение, начинали писать “в стиле” сочинений вольных каменщиков. Это наиболее “коварный” для историков литературы подход писателей к своему творчеству, который зачастую заставляет филологов делать непозволительные ошибки и заниматься псевдонаукой, изобретением собственных конструкций об “оккультных мотивах в творчестве”. Выборочно назовем некоторые “псевдо-масонские сочинения”: стихи Ап. Григорьева, некоторые произведения Н. С. Гумилева, пьесы Т. О. Соколовской.

5) Масонская литературная критика, которая названа последней по счету лишь потому, что является предметом более детального рассмотрения.

Для многих профессиональных литературных критиков чрезвычайно важен элемент первоначального “проговаривания” основных положений своих будущих статей в среде предполагаемых читателей. Это было особенно важно для литераторов-масонов, которые могли поделиться своими рассуждениями в “братской” среде. Из “масонских” критиков ХХ столетия (они были и ранее, например, Ф. Н. Глинка, но их масонская деятельность требует предварительного знакомства читателей с общей обстановкой в масонстве, поскольку об истории российского Ордена вольных каменщиков начала XIX в. нет ни одной монографической работы) следует особо выделить несколько имен и в первую очередь имена С. К. Маковского и Г. В. Адамовича.

 

Объясняется подобное выделение, во-первых, тем, что сравнительно полно сохранились архивы упомянутых критиков4 (возможно и не менее яркими литературными критиками были масоны Н. М. Бахтин, П. А. Бобринский, Б. Н. Ермолов, В. Е. Татаринов и др., но их “масонские” сообщения сохранились не в полном объеме и часто посвящены другим, “нелитературным”, вопросам); во-вторых, тем, что сложилась в масонстве особая доверительная атмосфера, где доклады критиков-вольных каменщиков находили живой отклик. В случае с Г. В. Адамовичем и С. К. Маковским речь идет о масонской ложе Юпитер, работавшей в Париже в союзе Великой Ложи Франции. Однако был и другой масонский круг, ложи Северная Звезда, которая входила в вечно конкурирующий с союзом Великой Ложи Великий Восток Франции.

 

Тема о внутреннем развитии отдельных русских масонских лож почти неисчерпаема, поэтому лишь перечислим писателей, которые входили в ложу Северная Звезда: М. А. Алданов, Вад. Л. Андреев, В. Н. Емельянов, В. Е. Жаботинский, В. В. Завадский-Корсак, Л. Ф. Зуров, А. И. Каффи, Х. Г. Кафьян, Я. Я. Кобецкий, А. П. Ладинский, С. А. Луцкий, М. М. Мабо (Азовский), М. А. Осоргин, С. В. Познер, С. Л. Поляков (Литовцев), В. А. Прейсман, В. Б. Сосинский, С. Г. Шерман (Савельев), Я. Л. Юделевский (Делевский), А. М. Юлиус и, наконец, Г. И. Газданов.

 

Во многом указанный круг литераторов (далеко не все они пока еще известны читателям) сложился благодаря энергии и особому масонскому духу, исходившими от М. А. Осоргина. Позволю себе высказать субъективное мнение, но как романист и может быть как писать М. А. Осоргин не состоялся, но этого нельзя сказать об Осоргине как о “масонском” писателе. Изящество стиля, редкая точность характеристик (при всей спорности некоторых из них), сила убеждения были свойственны, но не автору “Вольного каменщика”, а двух книг масонских “докладов и речей”5. В 1932 г. М. А. Осоргин фактически создает литературную школу, в которой не только тщательно “шлифовались” “не-масонские” произведения его собратьев по ложе, но, главное, в которой была создана особая атмосфера общения, в которой созидался рыцарский Орден русской интеллигенции, как часто любили называть этот круг преимущественно бывшие члены лож, не понявшие “братского” характера масонства.

 

Почти каждый из перечисленных масонов как писатель заслуживает отдельного разговора, но остановимся лишь на одном из них, Гайто (Георгии) Ивановиче Газданове (1903--1971), который в 1960-е годы стал преемником М. А. Осоргина на посту руководителя ложи Северная Звезда.

 

В последние годы творчество Г. И. Газданова и его жизнь постоянно привлекают внимание историков литературы; многочисленные публикации в журналах, выход трехтомного собрания сочинений и т. д. — яркое тому подтверждение. Между тем, сказать что Г. И. Газданов известен широко, нельзя. Подобное замечание касается не только читателей, но и филологов, например, в “энциклопедическом биографическом словаре” (?!) о Г. И. Газданове можно прочесть следующие строки доктора филологических наук Т. Н. Красавченко: “Существует версия, по которой Г. в 1932 под влиянием М. Осоргина вступил в одну из масонских лож в Париже”6. Поэтому приведем в журнальной, а не в энциклопедической статье (вернее публикации) лишь основные данные из масонского “послужного” списка Г. И. Газданова.

Автор “Ночных дорог” был посвящен в масонстве 2 июня 1932 года по рекомендации М. А. Осоргина и М. М. Тер-Погосяна в ложе Северная Звезда. Член этой масонской ложи до кончины, Г. И. Газданов занимал в ней следующие “офицерские” должности (избрание происходило в октябре-ноябре предшествующего года): оратора в 1947, 1960 и 1966 гг., судьи — в 1948, привратника — в 1953, делегата ложи — в 1960, 1-го стража (второй по важности пост в ложе) — в 1963--1964 гг. Досточтимый мастер (руководитель) ложи Северная Звезда в 1961--1962 гг.7. Во второй половине 1930-х годов был также действительным членом независимой (она не входила ни в один из масонских союзов) ложи Северные Братья, создателем которой был также М. А. Осоргин.

 

Известно несколько докладов Г. И. Газданова, с которыми он выступил на заседаниях масонских лож. Перечислим их:

1 июня 1933 — Масонские впечатления (традиционное выступление “ученика” перед посвящением во 2-ю степень масонства, Газданов был возведен в эту степень 17 июля 1933 г.);

2 марта 1936 — О юбилеях и безвременности масонства;

6 апреля 1936 — Об “опустошенной душе”;

12 декабря 1946 — Писатель и коллектив (доклад обсуждался также на заседании ложи 26 декабря 1946);

8 апреля 1948 — Советская проблема (новый правящий класс);

8 марта 1951 — Литература социального заказа;

10 декабря 1959 — О Гоголе (доклад на эту же тему был прочтен Газдановым и в 1961 г.);

23 ноября 1961 — О постановке русских пьес во французских театрах;

1961 — О Чехове;

12 апреля 1962 — О книге М. А. Нарицы “Неспетая песня”;

6 июня 1963 — О литературном творчестве М. А. Алданова;

28 ноября 1963 — Посвящение и традиция8.

 

Все перечисленные доклады, за исключением двух сообщений 1936 г., прочтенных в ложе Северные Братья, состоялись на заседании ложи Северная Звезда. Конечно же, бессмысленно было перечислять случаи, когда Г. И. Газданов выступал в ходе обсуждения докладов других вольных каменщиков, это происходило постоянно. Отметим также, что 22 октября 1971 г., после кончины 1-го стража Северной Звезды, Н. В. Петровского, Газданов прислал из Мюнхена письмо памяти своего “брата”; последовавшая вскоре кончина самого писателя заставила оставшихся членов Северной Звезды (с января 1972 г.) официально закрыть масонскую “мастерскую” и присоединиться к другой русской ложе в Париже9.

 

О большинстве докладов Г. И. Газданова в масонских ложах мы, к сожалению, можем судить лишь по их пересказу, сохранившемуся в протоколах заседаний вольных каменщиков, однако до нас дошли два текста выступлений Г. И. Газданова в ложе Северная Звезда. Первый доклад посвящен роли писателя и был, вероятно, прочтен после 1965 г.; второй, о М. А. Алданове, состоялся в феврале 1967 г. Судя по вышеприведенному перечню докладов Г. И. Газданова в масонских ложах, публикуемые сообщения посвящены темам, которые постоянно волновали писателя. Оговорим сразу, что интерес этот был характерен не только для Г. И. Газданова. Например, вслед за травлей Б. Л. Пастернака (одна из тем доклада Г. И. Газданова о роли писателя) его одноклассник и парижский масон Г. В. Курлов публикует обширную статью “О Пастернаке. Из гимназических воспоминаний”, а Г. В. Адамович выступает 18 июня 1959 г. с докладом на французском языке на заседании ложи Юпитер о значении романа “Доктор Живаго”10.

 

Конечно же, доклады Г. И. Газданова не следует воспринимать как “откровение”, в них мы не найдем “оккультных мотивов”, они эпизод жизни русской эмиграции, часть творчества Г. И. Газданова как литературного критика. Тексты докладов Г. И. Газданова печатаются по автографу из личного архива публикатора.

 

Примечания.

1 См., например: Пиксанов Н. К. Масонская литература // История русской литературы. М., 1947. Т. 4. Ч. 2.; Сакулин П. Н. Филология и культурология. М., 1990.

2 См., например: Лотман Ю. М. “Краткие наставления русским рыцарям” М. А. Дмитриева-Мамонова: (Неизвест. памятник агитац. публицистики ран. декабризма) // Вестн. Ленингр. ун-та. 1949. № 7. С. 133--147; Он же. Масонство // Советская историческая энциклопедия. М., 1966. Стб. 167--169.

3 См., например: Позднеев А. В. Ранние масонские песни // Scando-Slavica. 1962. Т. 8. Р. 26--64; Сахаров В. И. Масонские оды П. И. Голенищева-Кутузова и Н. Ф. Остолопова // Масонство и масоны. Сб. статей. М., 1998. Вып. III. С. 112--122.

4 См.: РГАЛИ. Ф. 2512 (С. К. Маковский); НИОР РГБ. Ф. 754 (Г. В. Адамович).

5 См. книги М. А. Осоргина: “Северные братья”. В: .г:. Парижа, б. д.; Доклады и речи. Члена Д:. Л:. Северная звезда. В:. г:. Парижа, б. д. Большая часть докладов М. А. Осоргина, которые не вошли в указанные книги, хранится в личном архиве публикатора.

6 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 164.

7 Источниками о масонстве Г. И. Газданова явились следующие архивные документы: НИОР РГБ. Ф. 754. К. 5. Ед. хр. 7; РГАЛИ. Ф. 1646. Оп. 1. Д. 338 (письма к М. А. Осоргину); Ф. 2512. Оп. 1. Д. 518. Л. 4; Национальная библиотека Франции. Архив ложи Северная Звезда; Великая Ложа Франции. Архив ложи Астерея; Великий Восток Франции. Архив объединенной ложи Астерея — Северная Звезда; Париж. Архив А. А. Юлиуса; личный архив публикатора.

8 Основными источниками для восстановления списка докладов Г. И. Газданова были: Национальная библиотека Франции. Архив ложи Северная Звезда. К. 1--2 (протоколы заседаний ложи); личный архив (список докладов, прочтенных в ложе Северные Братья).

9 Отметим, что некрологи Г. И. Газданова были написаны только масонами: Новое русское слово. 1971, 11 декабря (некролог Г. В. Адамовича); 19 декабря (некролог М. Л. Слонима); Русская мысль. 1971, 30 декабря. № 2875 (некролог Г. В. Адамовича); 1972, 27 января. № 2879 (некролог Ю. К. Терапиано).

10 Воспоминания Г. В. Курлова см.: Русская мысль. 1958, 18 ноября. Текст доклада Г. В. Адамовича см.: НИОР РГБ. Ф. 754. К. 2. Ед. хр. 36. До этого, 14 июня, вероятно этот же доклад был прочтен Г. В. Адамовичем в Объединении бывших студентов Петербургского университета, членами которого были многие масоны. См.: Русская мысль. 1959, 11 июня. № 1380. Попутно отметим, что Г. В. Адамович невысоко оценивал художественные достоинства романа и видел в присуждении ему Нобелевской премии политические “игры”.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных