Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Займите места, любезные братья! Зодческая работа бр. Льва Волкова


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Lupusleo

Lupusleo

    Авторитетный форумчанин

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 698 сообщений

Отправлено 26 ноября 2013 - 14:38

Зодческая работа бр. Льва Волкова Д:.Л:. "Астрея" №6032 ВВФ, январь 6012 г.
 

Займите места, любезные братья!
 
Подобно тому, как в малой капле воды отражается существование Мирового Океана, а в душе человека присутствует Бог (Великий Архитектор), так и в каждой фразе масонского ритуала сокрыт Дух всего Великого братства. В ритуале ложи нет случайных фраз — стоит изъять из него одно предложение, слово или даже букву, и он утратит что-то очень важное, станет беднее и ущербнее. Точно так же невосполнимую потерю понесет Братство, лишившись одного из своих членов – брата вольного каменщика, который избрал Свет и Свободу, отказавшись от власти Невежества и Тьмы…

Всё это в полной мере относится и к словам Досточтимого Мастера, который в начале каждой масонской работы и после первого удара молотка произносит фразу: «Займите места, Любезные Братья!» В чем состоит смысл этой фразы? На этот вопрос отвечают снова и снова в меру своего понимания подмастерья и мастера масонского Ордена. Казалось бы, эта тема должна быть давным-давно исчерпана и оставлена, если к ней столь часто обращаются умы самых разных братьев, причем даже тех, кто имеет наибольший стаж масонства, кто долгие годы занимал офицерские должности, был Досточтимым и Великим Мастером, снискал всеобщее уважение в масонстве за свою приверженность высоким идеалам и принципам подлинного братства.

Однако осмелюсь высказать мысль о том, что каждый брат способен сказать относительно этой фразы нечто такое, что может заслуживать внимания и обсуждения не только потому, что каждый человек сам по себе уникален и драгоценен, но и потому, что такая основополагающая вещь, как ритуал, должна постоянно осмысляться братьями, быть живой темой для размышлений об истинных ценностях Ордена, заключающихся в поиске Духа в Букве и торжестве первого над последней. Это тем более нужно, поскольку взгляд и голос каждого брата неповторимы, ибо все мы имеем глаза, но все смотрим на мир по-разному, все умеем говорить, но говорим о разном, даже когда употребляем одни и те же слова. Не побоюсь также высказать и такую мысль: зачастую наибольшую ценность имеет не то, ЧТО мы говорим, а то, что мы ГОВОРИМ, если под разговором разуметь именно братское общение, где говорящий и слушающий время от времени меняются местами, взаимообогащаясь друг от друга и создавая единую братскую цепь, спаянную любовью.

Наш любезный брат Петр К. совсем недавно блестяще раскрыл смысл этой фразы в своей зодческой работе. В том числе он сказал и о том, что: «…простым приглашением “займите места” Досточтимый Мастер превращает собравшихся лиц, пришедших из мира профанов, сперва в собрание директоров, потом в судебное заседание и в конце – в участие в органе посвящения. Это не только значит по-светски “Присаживайтесь, пожалуйста”. Это приглашение каждому принять ответственность в том, что происходит, и одновременно стать решающим лицом, судьёй и исполнителем. И с того момента, что каждый из нас перешел порог храма, никто от этой ответственности уйти не может».

Главное, на что указывает брат Петр К., – это сложность и глубина любого слова и любой фразы, которые имеют несколько уровней понимания, сознаваемых ровно настолько, насколько сложна личность внимающего и глубока мера его участия в происходящем. Слово, обращенное к нам извне, – на самом деле есть и внутренний призыв, ибо Досточтимый Мастер – не Вождь и не Начальник в профанском смысле, но первый среди равных, то есть, прежде всего, такой же брат, как и те, к кому он обращается. Фраза «Займите места, Любезные Братья!» — звучит не только в стенах внешнего масонского храма, но и в Храме более сокровенном и таинственном – в душе каждого из братьев. Это не приказ начальника к подчиненным и не совет постороннего. Напротив, обращаясь к братьям с призывом каждому занять свое место в Храме, Досточтимый Мастер не отделяет себя от них, но призывает к порядку, осуществляемому через свободу (каждый должен сам занять свое место), равенство (свое место должны занять все без исключения) и братство (ибо все присутствующие в Храме суть братья).

Фостер Бейли в книге «Дух масонства» писал следующее: «Проходя через дверь Храма и занимая в нем свое место, масон обязан помнить, что он простой масон и что все в Храме для него лишь собратья-масоны, ремесленники, задействованные в Едином делании, занятые, как и он, строительством Храма Господа. Личные приязни и неприязни должны отпасть. Эгоистическим целям и духу обособления не должно быть места в его служении. Строительство Храма – единственная неизменная задача, а все прочее подчинено этой цели».

Нельзя приступить к какому бы то ни было общему делу до тех пор, пока каждый из его участников не займет свое место. В масонской ложе работают над возведением Храма Истины все братья без исключения, и каждый брат при этом добровольно выполняет свою функцию со всем усердием и ответственностью, не завидуя положению одного и не презирая положение другого. Страшно подумать, что может начаться, когда учитель возжелает отнять скальпель у врача, врач позарится на кисть художника, художник возмечтает о мече предводителя армии, а полководец посягнет на жезл жреца. То, что кажется нелепостью и приводит к хаосу в профанском мире, еще более нелепо и губительно в мире масонства, провозглашающего равенство в правах и уважении к личности, но не одинаковость занятий каждого из братьев.

Внутри масонства существует только одна подлинная иерархия, но и она подчинена принципам постепенного духовного становления брата, который набирается опыта в совершенствовании своей души, облагораживании мира вокруг себя и в постижении Света Истины. Это иерархия трех градусов или степеней: ученика, подмастерья и мастера. Ни один масон не может стать мастером, не пройдя прежде путь ученика и подмастерья и не занимая должное время отведенное им место в Храме. Это время необходимо для того, чтобы обработать свой Камень до необходимого состояния. Ведь как пишет в своей книге «Крест Гермеса» наш брат Владимир Ш.: «- Необработанный Камень страшен – но еще страшней – когда этим Камнем Непосвященные заполняют Пространство Вселенной – Страшна каменная Вселенная без единого просвета и движения на Пути к богу Невозможного — Задача Мастера – выстроить из этого – но уже обработанного Камня великий Храм – наполнив его Воздухом Свободы – Задача Мастера создать чистый Объем – оградив его неприступной Стеной – однако – оставив вечно открытые Ворота для Равенства и Братства – зачем мне Камни – если из них нельзя вывести Строение – зачем мне Рим – если в Риме нет Любви».

В последних словах процитированного фрагмента скрыта подсказка о присутствии одного явления в другом: Рим (Roma) уже содержит в себе любовь (Amor) – нужно лишь прочесть слово наоборот, увидеть одно в другом, как опытные масоны начинают видеть в профане возможного брата, в ученике – подмастерье, а в подмастерье — мастера. Действия, осуществляемые в нашей физической действительности, – это не более чем фиксация того, что уже произошло в мире более тонком и гораздо более совершенном. Переход явления в новое качество или на новое место в бытии — можно оценить лишь со стороны, но не будучи при этом совсем ему посторонним.

Речь идет о бескорыстном вовлечении в процесс, с которым образуется неслиянная и нераздельная связь. Для этого есть лишь один действенный метод, который работает в любых условиях и при любых обстоятельствах. Этот метод – мудрая любовь, которая движет всеми земными и небесными процессами, связывает несоединимое, примиряет противопоставляемое и дает ключ к самому сокровенному знанию Вселенной. Владимир Даль определяет слово «любезный» как «любви достойный», то есть, фраза «Займите места, Любезные Братья!» — это, конечно, в первую очередь, призыв «возлюбить своего ближнего», то есть всякого брата, который воистину достоин любви уже потому, что он брат, а братолюбие – первейшее условие для масона, вступившего в братство. Это призыв сперва увидеть духовным зрением и затем занять свое настоящее место в Храме Деятельной братской Любви. Такая любовь побеждает смерть и разлуку, наделяя масона божественной силой мысли и быстротой чувства. Достаточно вспомнить слова псалмопевца Давида, отца царя Соломона, воздвигнувшего Храм, — когда тот пел плачевную песнь о погибших Сауле и Ионафане: «Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были» (2 Цар. 1:23).

Обращаясь к собравшимся – «Займите места, Любезные Братья!», — Досточтимый Мастер произносит и нечто вроде магического заклинания, раскрывающего в сознании каждого канал для миросозидающей Любви, которая должна осветить Храм. Это напоминание о высоком достоинстве и большой ответственности каждого брата и, вместе с тем, призыв к конкретному действию. Ибо, занимая свое место, масон тем самым кладет свой камень (самого себя) в здание каждый раз заново воздвигаемого Храма, который существует ровно столько, сколько каждый из образующих его камней находится на своем месте.

Dixi






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных