Зодческие
Значимость ритуала в масонстве. Зодческая работа бр. А.А.

Зодческая работа бр. А.А. Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции, апрель 6023 г.

Каждый интересующийся масонством заинтригован самым загадочным аспектом масонской работы: ритуалами. В своей работе я не стремился углубиться в подробное изучение масонских ритуалов, а равно и методов их классификации. Но пытался ответить на важный вопрос «Зачем масонству нужны ритуалы?»

Начну с теории: что такое ритуал в эзотерическом понимании?

Эзотерика ритуалов

Мир вокруг нас наполнен ритуалами. Ритуалы являются особенностью всех известных человеческих обществ. Даже такие обычные действия, как рукопожатие и приветствие, могут называться ритуалами.

В области изучения ритуалов существует ряд противоречивых определений этого термина. Согласно мнению греческого писателя и известного исследователя масонства Константина Кириакидиса, приведенного им в опубликованной в 1997 году книге «Церковь Темной Ночи» (The Church of the Dark Night) и целиком посвященной масонской символике и ритуалам, «ритуал – это «этическая» категория для определенного вида деятельности (или набора действий), который постороннему кажется иррациональным или нелогичным».

Ритуалом называют последовательность действий, включающих жесты, слова, действия или предметы, выполняемых в соответствии с установленной последовательностью, предписанных традициями сообщества или общины. Ритуалы характеризуются, но не определяются, формализмом, традиционализмом, неизменностью, правилами исполнения и сакральной символикой. Если что – это из Википедии.

Но если мы погрузимся в теоретический мир символизма, мне представляется целесообразным привести довольно пространную цитату из трактата «Наука ритуалов» известного духовного философа нашего времени, индуса Каусялы Эканатха Кришнамачарьи, известного как К. Э. Кришнамачарья, в котором он дает сущностную характеристику назначения и содержания ритуала в любой системе, претендующей на духовность или сакральное знание.

«Жизнь человека, – пишет Кришнамачарья, – это внешнее выражение спящих в нем принципов, составляющих его природу. Природа эта включает в себя инстинкты, рефлексы и эмоции, которые обусловливают его поведение. Человек считает, что он разумен, что он стремится к истине, счастью и осознанию еще неосознанного, но его разумная способность связана с его собственной природой, которая ведет его и заставляет откликаться на себя самого и свое окружение лишь в понятиях его нынешней стадии эволюции.

Ритуал работает как священнодействие, изменяющее и расширяющее природу человека. Наука священнодействий передается человеку высшей природой и всегда существует во Вселенной в виде безличной мудрости. Время от времени человек поднимается на этот безличный уровень, чтобы собрать часть этой ритуалистической мудрости. Затем ей начинают следовать другие люди, практиковать ее, и постепенно она облекается в различные религиозные аллегории. Таким образом, все основные религии человека, включая самые древние религиозные школы, содержат свой собственный набор ритуалов и ритуальных наук.

Чем больше человек настраивается на более широкую природу, тем больше его работа становится универсальной – она ритуализируется. Для этого наука ритуалов учит нас понимать деятельность мироздания и стараться имитировать его работу. Когда часть или все творчество понимается как мистерия в малом масштабе, оно служит ритуалом и имеет определенную жертвенную ценность.

Отсюда понятно, почему различные ритуалы мировых религий составлены в форме драм, персонажами в которых выступают силы творения. Солнце, Луна и планеты в своем движении и поведении демонстрируют удивительный порядок и точность. Свойства пространства (геометрические, числовые и физические) тоже следуют определенному порядку.

Все мироздание – связная пьеса из следующих друг за другом актов. Вся эта последовательность и составляет драму или мистерию, которую с успехом повторяет опытный исполнитель ритуалов. Персонажи ритуалов – космический восход, заря, сумерки, полдень, полночь и тому подобное – суть «строители» Вселенной, образующие те первичные символы, над которыми человек должен размышлять в свете происходящих с ним священных перемен». Конец цитаты.

Откуда в масонство пришли ритуалы

Сколь бы ненадежными не являлись вопросы древней истории, рассмотрение многих фактов, сохраненных древними авторами, подтверждают – ритуализм церковный и масонство произошли из одного источника, развивались рука об руку друг с другом и брали общее начало в языческих культах, чьи догмы и ритуалы были сформированы в законченном виде за столетия до наступления христианской эры. Некоторые дошедшие до наших дней и привычные нам в мастерской ритуалы, оказываются практически идентичны у любой идолопоклоннической нации – если вообще такая нация продолжает свое духовное существование где-либо в наши дни.

Повсюду на земле, от Северного до Южного полюса, от замерзших заливов Гренландии до знойных равнин Южной Индии, от Центральной Америки до Греции и Халдеи, люди совершали поклонение Солнечному Огню, как символу божественной Творящей Силы, Жизни и Любви. Союз Солнца (мужского элемента) с Землей и Водой (материей, женским элементом) прославлялся в храмах во всей вселенной. Если у язычников был праздник, отмечающий этот союз, — который они праздновали за девять месяцев до зимнего солнцестояния, когда, как говорили, зачала Изида, – то же самое происходит и у римских католиков, и в масонских ложах.

Великий и святой день Благовещения, день, когда Дева Мария «обрела благодать (своего) Бога» и зачала «Сына Высочайшего», празднуется христианами за девять месяцев до Рождества. Отсюда и культ Огня, свечей и светильников в церквах. Почему? Потому что Вулкан, бог огня, взял в жены Венеру, дочь Моря; поэтому маги наблюдали за священным огнем на Востоке, а девы-весталки – на Западе. Солнце было «Отцом»; Природа – вечная Дева-Мать; Осирис и Изида, Дух-Материя, и последней поклонялись в каждом из ее трех состояний и язычники, и христиане. Поэтому Девы – даже в Японии – облаченные в усыпанную звездами голубизну и стоящие на лунном полумесяце, символизировали женскую Природу (в ее трех элементах, которые суть Воздух, Вода и Огонь); Огонь, или мужское Солнце, ежегодно оплодотворяет ее своими лучами, которые он испускает («раздвоенные языки, подобные огню» у Святого Духа).

Древнее принесение в жертву плодов Земли Солнцу, Deus Aitissimus, «Всевышнему», символу G.A.O.T.U., стало основой для наиболее важных ритуалов у масонов. Культ Осириса-Изиды (Солнца и Земли), Ваала и крестообразной Астарты в Вавилоне; Одина или Тора и Фрии у скандинавов; Белена и Virgo Paritura у кельтов; Аполлона и Magna Mater у греков; – все эти пары, имеющие одинаковый смысл, целиком перешли в христианство и были преобразованы в Господа Бога, а затем в Великого Геометра.

Откройте книгу «Корни ритуализма в церкви и масонстве» Елены Петровны Блаватской, я позаимствовал эти факты у нее.

Более того, масонство, со всеми его нововведениями, много ближе к истине, чем церковь. Именно поэтому, последняя довольно скоро начала свои преследования Братства, разглядев в ней опасного конкурента. Хотя, по сути, по своему происхождению масонство можно отнести к древнему гностицизму, или раннему эзотерическому христианству, а сам церковный ритуализм был и остается экзотерическим язычеством в чистом виде – реконструированным, если не сказать реформированным.

Любопытными будут энциклопедические откровения выдающегося мыслителя и великого символиста, нашего французского брата из Великого Востока Франции Жан-Мари Рагона (1781-1862), из ложи «Друзья Севера» и ложи «Феникс» и основателя знаменитой парижской ложи «Истинные друзья» (Les Vrais Amis), а позднее ложи «Три мудреца» (Les Trinosophes), в которой с 1817 года он занимал пост Досточтимого Мастера. Всю жизнь пытавшегося вернуть масонству его первоначальную чистоту, мнение Рагона вряд ли можно подвергнуть остракизму.

В его работах есть многочисленные утверждения, позаимствованные от греческих и латинских авторов, многие из которых были посвященными, высокоучеными неофитами и участниками живых мистерий. Весьма искусно смешивая религиозные истины с экзотерическими выдумками (это было угодно нравам толпы), они заложили первые основания ритуалистической церкви и лож современного масонства.

Последний факт Рагон привел в своей книге «ANTE-OMNIAE» («Прежде всего» с латинского), изданной в 1844 году. Развивая масонскую философию и историю как часть общей культурной и религиозной традиции, он провел сравнение современной литургии с древними мистериями, и показываются ритуалы, которые совершались ранними масонами; первое сравнение может быть удостоверено сходным сопоставлением церковных облачений, священных сосудов, и праздников латинской и других церквей, с таковыми же у языческих народов.

Значимость ритуала в современном масонстве

Свое знакомство с ложей каждый новый брат также начинает с ритуала. Пропустим опрос под повязкой, хотя уверен нет ни одного человека, который бы не испытывал сильных переживаний перед назначенным днем опроса, и отметим ритуал посвящения – являющимся обязательным к использованию, наравне с ритуалами открытия и закрытия работ ложи, в каждом из трех градусов.

Хотя в структуре наших церемоний ритуалы открытия и закрытия работ являются значимыми групповыми практиками, в которых «зашиты» важные смыслы – они задают ритм и управляют всем течением наших встреч, согласитесь, воспринимаются они менее эмоционально, даже обыденно, несмотря на их сакральную значимость.

Ритуал открытия работ позволяет нам на время собрания освободить свой дух от забот и тревог, создает благоприятные условия для отрыва от повседневного мира, одолевающих нас профанских забот, волнений повседневной жизни.

Его цель – создать особые условия для общей работы, способствующие умению слушать. Это умение очень важно для масонов. Истинное слушание создает чередующиеся периоды молчания, когда все говорят по очереди, без боязни быть прерванными, и когда слово движется по Храму символическим образом.

Подобный систематизированный способ общения делает каждого более внимательным к мыслям другого, помогает заметить отблески истины во всех мнениях и обогащает обмен идеями.

И хотя в наше время описания довольно сложных масонских ритуалов доступны практически в любой библиотеке (хотя еще в XVII веке масонские ритуалы были гораздо проще, проводились в устной форме и никогда не печатались), материальному аспекту наших ритуальных практик в этих книжных знаниях не хватает главного: переживания. Именно индивидуальное переживание, которое уникально для каждого, по сути, и является истинной масонской «тайной». Именно поэтому говорят, что она непознаваема.

Следует «проживать» ритуалы, создаваемые в уникальном пространстве, времени, окружении и эгрегоре, чтобы облегчить работу над тем самым личным развитием, которого жаждет любой постучавшийся в мастерскую.

Ритуалы остаются структурной основой Ложи. Они превращают её в своеобразный «инкубатор», в котором масоны работают «под покровом», с большей бдительностью и концентрацией мышления. В этом Ложа может запросто сравниться с «лабораторией духовных идей», как я нашел в одном из определений современного масонства.

Именно ритуалы и работа с ними является особенностью масонства. Она проявляет себя на протяжении трехсот лет — через ритуалы мы особенным способом передаем добродетели, играющие в нашей жизни фундаментальную роль.

Я сказал.