Зодческие
Масонская Ложа как микрокосм и макрокосм. Зодческая работа бр. Льва Волкова

Любезные братья! То, о чем я сейчас буду говорить, — это мои размышления о сущности масонской Ложи. Я допускаю, что какие-то мои рассуждения будут так или иначе повторять чужие идеи на этот счет, а какие-то, напротив, покажутся странными, неправильными и непонятными. Каждая новая зодческая – это очередной сугубо индивидуальный шаг в постижении масонства, и в ней как бы фиксируется уровень развития ее автора на данный момент времени, а так же степень понимания им масонских истин. Поэтому не претендуя на абсолютное знание, я лишь поделюсь своими субъективными ощущениями, которые, возможно, будут интересны кому-то еще.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что правильно установленная и должным образом работающая Ложа – это одна из главных вещей в масонстве, а, возможно, и самая главная вещь. Ведь что может быть важнее Ложи? Братство? Ритуал? Свобода каждого масона? Инициация? Постижение высших смыслов бытия? Все это возможно лишь в Ложе и с ее помощью. Я бы сказал, что масон без Ложи подобен моряку без корабля: вроде он жив и здоров, а меж тем, без корабля он не моряк и не способен плыть по морю житейскому к заветному острову, к долгожданной Земле. Масон обязан своей Ложе всем: доверием, инициацией, знанием, самим званием масона. С Ложи все начинается, и в Ложе все происходит. Нет и не может быть ничего выше и значительнее Ложи, ибо Ложа являет собой модель всей Вселенной, а Досточтимый Мастер символизирует собой Великого Архитектора. Великая Ложа есть явление куда более абстрактное и надстроечное, чем Ложа Достопочтенная и непосредственная, в которой профан становится учеником-масоном, ученик дорастает до подмастерья, а подмастерье, рано или поздно, превращается в мастера.

Если спросить каждого из масонов – что он понимает под Ложей, то ответ будет дан, исходя из личностных особенностей брата и его настроения в эту минуту: кто-то скажет, что Ложа – это Храм, кто-то назовет ее своим Домом, кто-то скажет, что Ложа – это его братья… Нет нужды в единой формулировке, поскольку Ложа также является Утерянным Словом Масонства – в полной мере оно способна ожить и зазвучать всеми смыслами и оттенками лишь в устах совершеннейшего из масонов, достигшего наивысшей степени мастерства. Стремление к пониманию Ложи во всей ее сложности и глубине  — достойная цель каждого брата. Понятно, что пытаясь постигнуть значение Ложи для масона, мы неизбежно подходим и к проблеме масонства как такового, ибо оно есть ничто иное как Союз Лож, точно так же как и отдельная Ложа есть Союз Братьев.

Каждый из нас имеет свой собственный опыт погружения в смысл Великого Делания или Королевского Искусства, каждый из нас воспринимает символизм происходящего в Ложе по-своему. Я для себя выделяю четыре уровня такого погружения.

Первый уровень подразумевает собственно символическое понимание масонства, когда брат воспринимает происходящее на масонских работах с эстетической, культурной, моральной точек зрения. Сюда можно добавить и социальный аспект масонства как организации, несущей идеи просвещения в профанский мир, смягчающей нравы, пропагандирующей свободу, равенство и братство. Этот потрясающий блеск братства мало кого сможет оставить равнодушным, ибо работы масонов, безусловно, прекрасны. Но что стоит за этой красотой?

А стоит за ней братская любовь, и потому второй уровень погружения связан с острым чувством коллективного, с тем, что масоны делают некое общее дело, непременно все вместе и дружно. На этом уровне масон уже не просто восхищается эстетикой и моралью, но чувствует потребность во взаимном обмене опытом, в совместном духовном росте. Он готов не просто восхищаться и внимать, но и постигать более сложные духовные смыслы масонства, однако, лишь при условии, что такое постижение будет происходить сообща, когда открывающиеся истины будут доступны всем братьям или хотя бы нескольким, с кем он наиболее дружен в Ложе и с кем он может поделиться необычными ощущениями.

Третий уровень погружения предполагает осознание своего одиночества на пути к высшим смыслам масонства. Разумеется, это не отменяет достоинств первого и второго уровней, ибо красота масонского Ритуала и сила Братства никуда не уходят. Но вместе с тем, мастер-масон, рано или поздно, почувствует, что на своем пути к Истине он одинок, и что его задача, как масона, состоит в том, чтобы идти своим путем. Заглядывая в мистические глубины реальности, не каждый сможет поделиться с другими тем, что он в них увидел. Возможно, потому что другие к этому не готовы или просто этого не поймут, а возможно и потому, что то, что он увидел, — было показано именно ему одному, исходя из его ограниченного и уникального жизненного опыта и специфических внутренних запросов. На третьем уровне масон видит воочию, что есть две реальности (посюсторонняя и потусторонняя) и две Ложи (земная и Вышняя), и он время от времени как бы погружается в более тонкие миры, но всегда с некой страховочной веревкой, по которой он сможет вернуться обратно в свой привычный естественный мир, уже обогащенный новым знанием. Такие переходы даются нелегко, и они никогда не дают гарантий, что вернувшийся не сойдет с ума, осознав себя неким Мессией или Гуру, реинкарнацией могущественного мага прошлого или оболочкой какого-нибудь древнего египетского или ассирийского духа. Огромное искушение, часто также называемое прелестью, состоит в том, что достигший третьего уровня развития масон хочет учительствовать и навязывать остальным братьям то, что было ему открыто в индивидуальном порядке.

Наконец, четвертый и последний уровень подразумевает отсутствие всякой страховки при погружении в более тонкие миры, постоянный контакт с представителями Вышней Ложи и стирание границ между реальностями. Отличие третьего уровня от четвертого можно хорошо наблюдать на примере отношения к осознанным сновидениям. Если человек третьего уровня использует определенные практики для управления своим сознанием во сне, то есть исследует возможности своего сознания в неких заданных рамках, то человек четвертого уровня просто дает своим инициатическим сновидениям происходить свободно и в полной мере, не насилуя реальность и относясь к вышедшим с ним на контакт силам как к полноправными субъектам Вселенной, а не как к объекту для исследований. Такие братья называются истинными или великими посвященными, и в награду за знание им уготован удел абсолютных одиночек, своеобразных белых ворон как среди профанов, так и среди масонов. Вместе с тем, именно они являются центрами притяжения для всех искателей Истины и внешне даже могут производить впечатление общественных лидеров, купающихся в славе и почитании. Бывает, что этого уровня люди достигают и вне масонства, но все равно вступают в братство, даже на склоне своих лет, как это сделал Элифас Леви и некоторые другие посвященные (в случае с Леви, в период его юности, с ним произошла своеобразная замена масонского посвящения на принятие духовного сана в римско-католической Церкви). Важно помнить, что масонство не только развивает, но и объединяет посвященных. Именно поэтому нужно особенно пристально присматриваться к подлинным носителям Знания о мире, чтобы присоединить к братской цепи тех из них, кто по каким-то причинам стал развиваться вне земного масонства. Масонство может и должно объединить в своих земных Ложах всех наиболее достойных представителей человеческого рода!

Описанные мной четыре уровня погружения в масонство могут быть так же интерпретированы и как четыре типа мироощущения. Можно говорить о том, что это ступени духовного развития, но это далеко не всегда происходит именно так, в определенной последовательности. Думаю, что правильнее было бы говорить именно о разных типах, не выстраивая их в иерархическую систему и не предполагая что человек первого уровня хуже или менее значим для братства, чем человек третьего и четвертого уровней. Я вполне могу представить Ложу, в которой есть всего один мастер четвертого уровня. Догадываюсь, что есть много хороших Лож, где таких мастеров на физическом плане нет совсем. Но мне трудно представить Ложу, состоящую сплошь из мастеров четвертого уровня – видимо, это удел Вышней Ложи, работающей на Востоке Вечном… Сила масонства состоит в том, что все братья в нем равноценны, какими бы способностями они не обладали и на каком бы уровне развития не находились. В духовном развитии никогда нет последовательного роста – оно происходит всегда индивидуально и развивается по особым законам. И здесь также важно помнить о том, что выдающиеся магические способности брата – это не только его дар, но и колоссальное бремя, налагающее целый ряд личностных ограничений. Завидовать тут абсолютно нечему, ведь свои дары Мать-Природа распределила среди людей неравномерно: кто-то получил от нее внешнюю красоту и силу, кто-то здоровье и любовь прелестной избранницы, кто-то богатство и славу, кто-то хорошее потомство и верных друзей, а кто-то прозрение тайн мира и связанное с этим одиночество.

Понятно, что все перечисленное является относительным, когда мы говорим о братьях в отдельности, подразумевая их личный уровень развития. Однако слишком  большая сосредоточенность на личном так же ни к чему плодотворному привести не может. Только братья разных уровней и типов мировосприятия, с разными личностными особенностями и способностями, составляют Ложу как полноценного человека или микрокосм. В этом смысле можно вспомнить и про двенадцать апостолов, которые, согласно мысли Георгия Гурджиева (не он это первый понял, но я это хорошо прочувствовал благодаря ему), представляли собой 12 разных психотипов, составляя таким образом всю полноту человеческого существа, объединенного вокруг Великого Плотника из Назарета. То, что существовало в едином Христе неразрывно и гармонично, было распределено между Его учениками, которые могли воссоздать эту великую гармонию, лишь работая все вместе. Как известно, чтобы разрушить такое сообщество, достаточно лишь одного отпавшего от заветов Великого Строителя… В космической истории Вселенной мы знаем о трех таких грандиозных разрушителях: Люцифере, Адаме и Иуде Искариоте.

В масонской литературе многократно предпринимались попытки обозначить офицеров Ложи как различные качества более сложного человеческого существа. Скажем, Досточтимый Мастер олицетворяет высший уровень духовного сознания, непосредственно восходящий к В.А.В.; Первый Страж олицетворяет средний уровень или саму Душу; Второй Страж рассматривается как нижний уровень, взаимодействующий с физическим и телесным миром; Привратник символизирует центральную нервную систему и так далее. Занимая в разные годы различные должности, брат как бы последовательно развивает все свое существо: разум, волю, чувства; тело, душу, дух; сознательное, подсознательное, бессознательное и т.д.

На эту тему было бы интересно порассуждать отдельно, поговорив также о семи великих управителях и об их взаимосвязях.  Здесь я лишь ограничусь цитатой из книги Ф. Бейли «Дух масонства», раскрывающего смысл хорошо знакомой каждому масону фразы о том, что «трое управляют Ложей, а семеро делают ее правильной и совершенной». Бейли пишет: «Все мировые религии постулируют и факт того, что эта базовая Тройка проводит Свои планы через Семёрку Существ, Чьи энергия, сила и активность ответственны за манифестацию всей вселенной. Семеро известны под многими именами, самые популярные для христиан — «семь духов перед престолом Бога». Это те же Сущности, что и «Семь Эонов», или «Семь Эманаций», греческой философии, — об их дифференциации поведал нам Платон, очертив Их работу и цель. Они — семь Риши, или Праджапати, индуизма, ссылка на Них прослеживается во всем многообразии семеричностей, встречающихся в мифологии, религии и древних писаниях. Они отмечены для нас в семи днях недели.

Многие имена базовой семёрки знакомы исследователю сравнительной религии. На её структуре и основана ложа, только исходя из этого фундаментального постулата она и может надлежаще работать».

В заключение же этой своей зодческой скажу лишь, что Масонская Ложа способна пробудить в каждом брате как ощущение неразрывного единства с другими братьями в деле общего строительства Храма Истины, так и осознание самого себя в качестве Великого Архитектора Вселенной, строящего целые миры своим Словом. Ложа одновременно устроена по принципу человека и Вселенной, микрокосма и макрокосма. Постижение Ложи через участие в ее работах происходит сразу на всех планах сознания, поэтому Ложу каждый масон несет с собой и в себе. Нельзя забывать, что память человеческая хранит гораздо больше, чем мы можем предполагать, а человеческая фантазия способна на гораздо большее, чем мы только можем себе представить. Все, что мы видим – мы видим как бы изнутри себя, а потому земная Ложа есть ничто иное как отражение Ложи внутренней и Вышней. Вот почему так ценен совет: «точи свой камень» — чем совершеннее он будет – тем совершеннее будет и Ложа, наполняемая Светом, исходящим из братьев, тем совершеннее будет и весь мир, аналогом которого и является Ложа.